Теоретико-методологические основы социальной работы с детьми, нуждающимися в государственной помощи. Направления государственной защиты детей на современном этапе
Страница 2

Социологическая информация » Семейно-ориентированный подход в работе с детьми, нуждающимися в государственной защите » Теоретико-методологические основы социальной работы с детьми, нуждающимися в государственной помощи. Направления государственной защиты детей на современном этапе

На начало 2002 г. в России насчитывалось 2744 учреждения социального обслуживания семьи и детей (в 1995г. - 997), в том числе 396 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, 490 социальных приютов для детей и подростков, 237 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. В течение 2001г. в них получили помощь 3,6 млн. детей; необходимая помощь - как материальная, так и психологическая, консультативная - предоставлена 2,9 млн. семей.

В течение 1998-2001 годов на федеральном уровне было осуществлено реформирование системы государственных пособий гражданам, имеющим детей. Первым этапом этой работы явилась передача функций назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка органам социальной защиты населения, которая к концу 1998 г. была в основном завершена во всех субъектах Российской Федерации. По данным государственной статистической отчетности, на 1 января 2002 г. ежемесячное пособие на ребенка было назначено и выплачивалось в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на 18,8 млн. детей[4].

Для обеспечения адресности ежемесячного пособия на ребенка впервые разработан и утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1999г. № 1096 Порядок учета и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение пособия. Переход на новую модель организации назначения и выплаты пособий способствовал более точному учету численности детей, имеющих право на пособие, налаживанию контроля за расходованием бюджетных средств, выделяемых на выплату пособий, повышению эффективности использования финансовых ресурсов, созданию информационной базы для адресной выплаты пособий.

Постоянно повышаются размеры пособий по беременности и родам; уволенным в связи с ликвидацией предприятий и организаций; единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременного пособия при рождении ребенка; ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Таким образом, политика поддержки семей с детьми осуществляется в соответствии с принципами преемственности и наращивания усилий по мере появления соответствующих базовых предпосылок.

Решение задач по охране здоровья детей в стране осуществляется в соответствии с Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, при этом приоритетные направления охраны здоровья матери и ребенка реализуются на программной основе. Разработана и реализована межведомственная Концепция охраны репродуктивного здоровья населения России, рассчитанная на 2000-2004 годы и координирующая государственную политику в данной сфере.

В последние годы ведется целенаправленная работа по восстановлению доступности для детей организованного летнего отдыха и оздоровления. Благодаря мерам, принимаемым на федеральном и региональном уровнях, наметилась тенденция увеличения количества летних оздоровительных лагерей и численности детей, охваченных всеми видами организованного отдыха[5].

В последнее десятилетие шел активный процесс, направленный на улучшение положения детей с ограниченными возможностями здоровья. Открытое обсуждение их проблем, появление у родителей возможности объединяться в целях взаимной поддержки и отстаивания своих прав и прав детей явились важными предпосылками для обеспечения посильного участия детей-инвалидов в жизни общества и развития имеющихся у них внутренних ресурсов.

Несмотря на принимаемые меры по улучшению условий жизни в интернатах, увеличение поставок реабилитационного оборудования, в том числе в рамках выполнения программы «Дети-инвалиды», положение детей в них не соответствует в полной мере требованиям Конвенции о правах ребенка. Система интернатных учреждений для детей-инвалидов нуждается в коренном реформировании, включая совершенствование законодательной базы, разработку новейших методик реабилитации, пересмотр штатных расписаний, подготовку необходимых специалистов.

Сформирована система льгот и преференций семьям, воспитывающим ребенка-инвалида. Она в основном охватывает сферу его жизнеобеспечения (обучение, лечение, протезирование и т.д.), а также ориентирована на материальную поддержку семей и предоставление их членам возможностей для сочетания ухода за ребенком-инвалидом с трудовой деятельностью.

Дети, лишенные родительского попечения, нуждаются в устройстве на воспитание. Идет постоянный поиск новых форм их устройства на воспитание в семейном окружении: законодательно введено понятие семейного детского дома, развивается институт приемных семей, патронат. Комплексный подход к передаче ребенка на воспитание в семью, предусматривающий его предварительную медицинскую и социальную реабилитацию, подготовку семей к усыновлению или принятию под опеку, осуществляется учреждениями нового типа - центрами помощи детям, оставшимся без попечения родителей. В ряде регионов России такая работа поставлена на достаточно высокий уровень[6].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другие материалы:

БЖ: соблюдение законодательства в отношении женщин (социальных работников). Особенности регулирования труда женщин в главе 41 ТК РФ
В отличие от прежнего законодательства (ч. 1ст. 160 КЗоТ), где говорилось: Запрещается применение труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда, а также на подземных работах, кроме некоторых подземных работ (нефи ...

Социология права как наука и учебная дисциплина.
В жизнедеятельности общества, его различных социальных групп важную роль играет система права. Она представляющая собой совокупность общеобязательных правил поведения (норм), установленных или санкционированных государством. Действие прав ...

Конкретные социологические требования
Следующий уровень социологического знания представлен конкретными социологическими исследованиями. Они проводятся в виде анкетирования, устных опросов, наблюдений и т.д. Исследования могут проводиться в рамках социологии, экономических, п ...