Глобализация и причины кризиса современной цивилизации
Страница 1

Социологическая информация » Информационное общество » Глобализация и причины кризиса современной цивилизации

Попытаемся разобраться в причинах глобального кризиса.

Философско-мировоззренческая критика основ современной цивилизации, поставившей в центр бытия обладание и покорение природы, началось давно. Такая критика возникла не из-за осознания опасности экологической ситуации, глобальных проблем, а из-за того, что философы видели измельчание личности.

Наиболее остро вопрос о будущем нынешней цивилизации встал перед теми исследователями, которые впервые во всем объеме осознали глубину и масштабы надвигающегося экологического кризиса.

Стержнем исторического развития сегодня сделалась проблема человека в следующих его измерениях: отношение человека и природы, человека и человека, личности и общества. Если эта проблема не будет решена по существу, то ХХI век просто не состоится.

Тот факт, что истоки кризиса уходят в глубь истории европейской культуры был отмечен и проанализирован П.Флоренским и Н.Бердяевым. Флоренский отметил, что «уже давно, вероятно с ХVI в., мы перестали охватывать целое культуры. В этих условиях попытка обогатиться покупается жертвою цельной личности». Следствием этого явилось расщепление личности, форм ее самореализации на отдельные виды деятельности. При этом расщеплению подвергаются формы не только трудовой деятельности, но и деятельности духа. Как отмечает Флоренский: «Содержание науки чужой специальности давно уже стало недоступным не только просто культурному человеку, но и специалисту-соседу. Однако и специалисту той же науки отдельная дисциплина ее недоступна». Все это дает основание ему усомниться в правильности самого курс цивилизации. Такой курс привел к ситуации, когда культура не объединяет, а разъединяет людей, а это свидетельствует о тупике цивилизации.

Ситуация в конце ХХ в. осложняется тем, что для дальнейшего развития производства – основной цели общества – требуется все более глубокая специализация, более широкая информатизация, проникновение технических средств в самые интимные стороны человеческой деятельности вообще и производства и потребления. Такая тенденция опасна тем, что специализация плохо совместима с необходимостью цельного восприятия мира культуры. В подобной атмосфере человека формирует не действительность во всей ее полноте и разнообразии, а СМИ и массовая культура. Человек становиться все более легко управляемым и даже манипулируемым.

Теперь обратимся к критике философско-мировоззренческих основ европейской культуры, данное Бердяевым в работе «Новое средневековье». Бердяев отметил, что «кризис современной культуры начался давно. Войны, революции, внешние катастрофы только обнаруживали вовне внутренний кризис культуры». До недавнего времени кризис проявлялся в самых разных формах, общим знаменателем которых является бездуховность, выражающаяся в безразличии промышленно развитых государств к нищете в странах третьего мира, гибели миллионов детей в них от причин, которые можно было бы предотвратить.

Экологическая ситуация заставляет сосредоточить внимание на проблемах выживания, сохранения природных основ бытия; по-новому ставить вопрос о свободе и демократии, особенно когда цивилизация предпринимает первые шаги к самозащите. Новая ситуация сужает представления о человеческой свободе – так как выдвигается новая задача – обеспечение жизни на земле. Отсюда, подчинение всех действий человека заданной задаче. Здесь налицо противоречие заданных ценностных установок с их опорой на индивидуальность и свободу личности.

Отсюда делается вывод: человечество сможет отойти от края пропасти, если пересмотрит свои мировоззренческие установки.

В 1992г. В Рио-де-Жанейро – конференция ООН по окружающей среде и развитию на уровне глав государств и правительств, которая сделала важный вывод: путь, приведший промышленно развитые страны к благосостоянию, не может быть всеобщим. Земля просто не выдержит, и гибель цивилизации неизбежна в самом ближайшем будущем.

31 мая – 2 июня 2002г. состоялся форум в Санкт-Петербурге «Петербургская весна». Идея форума: «Человек. Новое понимание трансформации». Заслуживает внимания доклад доктора геолого-минералогических наук, профессора Руднева. Он подчеркнул, что экологическая катастрофа Земле не страшна, т.к., если погибнет человечество, это еще не катастрофа. На земле бывали катастрофы, когда погибало 80-90% живого вещества. Так что сегодня уничтожается не природа. Самоуничтожаемся мы, человечество. А природа воскреснет, потому что она вечна. И даже не заметит нашего исчезновения, как не заметила исчезновения динозавров. Придут другие, которые выживут после экологической катастрофы, например, крысы, и создадут свою «крысиную цивилизацию». Чтобы этого не произошло, экологический императив должен сопровождаться нравственным императивом, и не менее жестким, чем экологический.

Страницы: 1 2 3 4


Другие материалы:

Жизнь, отданная высокому труду
Щедрый дар мудрого человека – отдавать работе свое сердце присущ не всем. Тем более это важно для руководителя. У нас в городе есть немало людей, которые своим трудолюбием и упорством многого достигли в своей жизни, в том числе и в карьер ...

Словарь используемых социологических терминов
Индивид – (от латинского individuum – неделимое, особь) особь, отдельно существующий организм или отдельно взятый человек как представитель человеческого рода; отдельный представитель общества, класса, народа, данной социальной группы. ...

Теоретическое обоснование
По мнению Н. Хаммона и Т. Фараро, компьютерная социология располагается «между» теоретической и эмпирической социологией, являясь при этом разделом Social Computer Science (социальной компьютерной науки), которая, в свою очередь, является ...