Глобализация и причины кризиса современной цивилизации
Страница 3

Социологическая информация » Информационное общество » Глобализация и причины кризиса современной цивилизации

Он выделяет 8 цивилизаций:

- западную;

- конфуцианскую;

- японскую;

- исламскую;

- индуистскую;

-славяно-православную;

- латиноамериканскую;

- африканскую.

Взаимоотношения цивилизаций потенциально конфликтные, поскольку в основе их различий – убеждения и ценности, а примерить это, считает Хантингтон, сложно.

Столкновения цивилизаций происходит на макро- и микроуровнях. Макроуровень – это международный уровень борьбы цивилизаций; столкновения на микроуровне

это угроза внутренней стабильности государств в тех случаях, когда линии цивилизационных разломов проходят по их территориям. Вооруженные конфликты между группами, представляющими различные цивилизации, могут привести к глобальным конфликтам. Поскольку экономическая конкуренция преобладает только между европейскими и американскими субцивилизациями, то между этими субцивилизациями и Японией существует международная стабильность, которая оказывается под угрозой. Взаимодействие остальных цивилизаций принимает насильственные формы.

Хантингтон видит в столкновении цивилизаций угрозу внутренней стабильности стран, прежде всего это грозит Турции, Мексике и России, поскольку эти страны представляют особо высокий уровень культурной гетерогенности.

В условиях существования различных цивилизаций Западу, следует позаботиться о защите своих фундаментальных культурных ценностей через ограничение роста военной мощи конфуцианских и мусульманских государств. Запад не может далее навязывать не западным цивилизациям свои стандарты. Он рекомендует союз с Россией в целях сдерживания китайской и мусульманской угрозы.

Данные суждения встретили по-разному. Некоторые считают, что цивилизации не изолированы, и вполне возможно предположить возникновение мировой цивилизации, разрешение глобальных проблем требует глобального Разума, чьё возникновение было предсказано Владимиром Вернадским.

Таким образом, дискурс – анализ оказался важным средством в изучении процессов, происходящих в современном мире.

Имеется ещё одна проблема, которая остро стоит перед человечеством - ограничение роста народонаселения. Это очень сложная проблема, но решение её должно быть найдено.

ХХI начинается с перестройки планетарного сознания во-первых, ни о каком покорении Природы не может идти речи. Мальтус в XVIII веке, Вернадский и Тейяр де Шарден в ХХ веке разработали концепции взаимоотношений человека и Природы. Во- вторых, планетарная цивилизация ХХI века начинается с осознания, что такое «стратегия Природы» и «стратегия Человека» ибо человек взаимодействует с природой как единый вид, в – третьих, осознание планетарного единства ляжет в основу цивилизации ХХI века, которая, наконец, поймет, что лишь 10% потребляемой энергии относится к возобновляемой, а 90% - это разрушение планеты. Разрушение биосферы должно привести к новому состоянию Природы, где человеку нет места.

С возникновением «демографической» глобальной проблемы стало снова популярно имя Мальтуса. 200 лет назад знаменитый английский монах заявил, что возможности Земли растут в арифметической прогрессии, а человечество – в геометрической. Сегодня его теория легла в основу следующего рассуждения – на Земле более 6 млрд. человек, доля же возобновляемой энергии составляет лишь 10% общеё, потребляемой людьми энергии. Отсюда либо население планеты надо сократить в 10 раз, либо потребности наши в 10 раз, либо высокие технологии должны людям дать то, что пока нереально.

Значит, люди должны утверждать новую нравственность: нужны «общепланетарная конституция» и «общепланетарное производство».

Очень много споров вызывала концепция академика Н. Моисеева о «коллективном интеллекте». Коллективный интеллект –

одно из важнейших цивилизационных понятий. Появляется коллективный интеллект со становлением индивидуальных интеллектов, при условии наличия информации. Мозг отдельного человека прекращает своё развитие со времен верхнего палеолита, но развитие коллективного интеллекта происходит со всевозрастающей скоростью, особенно в конце ХХ века. Моисеев считает, что нейроны мозга человека и млекопитающих идентичны. Но интеллект свойственен только человеку. Его мозг отличается количеством нейронов и сложностью связей между ними. На каком-то этапе количество нейронов и усложнение связей превысили предел, за которым началось количественное изменение мозга. Произошла бифуркация: мозг приобрел новые свойства (сознание), человек приобрел аналитические способности. Нечто подобное может произойти с коллективным интеллектом, который достаточно быстро приобретает планетарные масштабы.

Страницы: 1 2 3 4


Другие материалы:

Социальные институты в социальной структуре общества. Институт семьи. Понятие института и институционализация
Социальные институты - это комплекс установлений, правил, придающий устойчивость различным формам человеческой деятельности. Институты основываются не только на четкой системе правил и норм, но и на развитом социальном контроле над их и ...

Механизм коммуникационных технологий
Говоря о сущности механизма коммуникационных технологий (включая диалоги, язык жестов, мимику и многое другое), следует подчеркнуть, что структура комуникационной модели предельно проста. Она подразумевает наличие источника (отправителя) ...

Социологический аспект глобализации.
Актуальность социологического аспекта ее исследования состоит в том, что это – человеческое измерение глобализации. Социология рассматривает новое явление под таким углом зрения, в котором открывается его влияние на дальнейшее развитие со ...