Теоретическое обоснование

Социологическая информация » Киберсоциология » Теоретическое обоснование

По мнению Н. Хаммона и Т. Фараро, компьютерная социология располагается «между» теоретической и эмпирической социологией, являясь при этом разделом Social Computer Science (социальной компьютерной науки), которая, в свою очередь, является разделом Computer Science (компьютерной науки). Теоретическим базисом компьютерной социологии являются классические и современные социологические теории, компьютерные социологические теории, теории математической социологии, достижения Computer Science (компьютерной науки) и ее раздела Social Computer Science (социальной компьютерной науки) и др. Основным методом описания, анализа, объяснения и прогнозирования в компьютерной социологии является computer simulation (имитационное компьютерное моделирование), которое, по заключению А.А. Давыдова, рассматривается как теоретический эксперимент, позволяющий получить новое знание.

В настоящее время сложно говорить о четком выделении ее предметных границ, определении методологического статуса и концептуальной классификации парадигмальных подходов. Теоретический корпус знаний в новой исследовательской области еще не устоялся, а постоянно пополняющийся свод эмпирических исследований не позволяет четко отграничить ее от других, более традиционных, отраслей социологии.

Киберсоциология, или Социологии Интернета, стала признанным научным направлениям благодаря работам Б. Уэлмана и его школы. В теоретико-методологическом отношении социология интернета, по мнению А.А. Петровой[4], как любое новое направление социального знания, формируется в «разграничении полномочий» между уже сложившимися научными дисциплинами. Изучение виртуальных коммуникаций связано с вполне традиционной тематической областью: организация знания, конструирование идентичностей, формирование социальных групп и т.д. Но в данном случае вся эта проблематика исследуется с учетом социальных последствий, которые может иметь использование современных информационных технологий.

Основываясь на сравнительном анализе различных социологических исследований и сопоставлении данных о расширении количества пользователей Интернета и интенсивности использования интернет-технологий, А.В. Чугунов в своей монографии предлагает собственную периодизацию этого процесса. Первый этап (1991–1994 гг.) получил название «подготовительного», так как в это время Интернет использовался практически исключительно в научных целях и был доступен ограниченному кругу лиц. Во время второго этапа развития Интернета в России (1994–2000 гг.) произошло создание инфраструктуры глобальной сети в нашей стране. В это время интернет-технологии начали использоваться, в том числе, и для реализации политических целей. На третьем этапа (2000–2002 гг.) выявился ряд противоречивых процессов. С одной стороны, кризис и падение интереса к Интернету, а с другой – интенсивное проникновение новых технологий в регионы. И, наконец, начиная с 2003 г., когда «доля пользователей Интернета превысила 10% взрослого населения страны»[5], стартовал «современный» этап, характеризующийся интенсивным коммерческим и коммуникационным использованием возможностей глобальной сети. В США первый социологический опрос пользователей Интернета был проведен в январе 1994 г.[6]


Другие материалы:

Развитие социологии во Франции на рубеже XX – XXI веков. Особенности становления французской социологии II-ой половины XX века
Характерной чертой французской социологии до второй мировой войны является то, что несмотря на господство позитивизма и многочисленное позывы сделать социологию точной эмпирической наукой, она продолжала в целом носить умозрительный харак ...

Приложения
1. Общие положения 1.1. На должность специалиста – куратора «случая», далее - Куратор назначаются лица, имеющие высшее или среднее специальное профессиональное образование. 1.2. В своей деятельности куратор руководствуется: · междунар ...

Массмедийные технологии
Перспективы дальнейшего роста информационного потенциала социально-культурной сферы во многом зависят от современных технологий эффективного использования аудиовизуальных средств, мультимедиа (компьютерных программ) и массмедиатехнологий. ...