Семейно-ориентированный подход в работе с детьми, нуждающимися в государственной защите

Социологическая информация » Семейно-ориентированный подход в работе с детьми, нуждающимися в государственной защите

Актуальность обращения к семейно-ориентированному подходу обусловлена тем, что используемые на сегодняшний день технологии работы с детьми, нуждающимися в государственной поддержке, не в полной мере обеспечивают эффективность такой работы.

На сегодняшний день, в Томской области государственная поддержка детей становится одним из приоритетных направлений деятельности. К концу 2006 года около 20 000 детей Томской области (10% от общего числа детей), в том числе 7387 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 3937 детей-инвалидов, а также более 4000 детей, находящихся в социально опасном положении, нуждались в первоочередном порядке в социальной реабилитации и адаптации, интеграции в семью и общество.

К 2006 году доля безнадзорных и беспризорных детей к общей численности детского населения Томской области сократилась с 2,41 в 2005 году до 2,37 в 2006 году. На четверть по сравнению с 2005 годом уменьшилась численность детей, систематически пропускающих занятия или оставивших школу, что свидетельствует о некоторой стабилизации этой ситуации. На 2,5% снизился удельный вес подростковой преступности (2005 год - 10,47%).

Значительно расширился спектр и повысилось качество социальных услуг, предоставляемых семьям с несовершеннолетними детьми, что позволило специализированным учреждениям для несовершеннолетних на 17% увеличить количество воспитанников, возвращенных родителям. Наполовину сократилась численность детей, переданных данными учреждениями на полное государственное обеспечение в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Однако, несмотря на позитивные результаты, в сфере обеспечения жизнедеятельности детей оставалось много проблем, требующих решения.

По-прежнему высоким остается число вновь выявленных детей, оставшихся без попечения родителей (более 1000 человек ежегодно), безнадзорных и беспризорных детей и детей, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении (около 600 человек). На 10% увеличилась численность несовершеннолетних, состоящих на учете в органах внутренних дел в связи с совершением правонарушений.

На областном уровне отсутствует единая межведомственная система выявления и учета семей группы риска для проведения высокоэффективной профилактической работы. Недостаточно развиваются формы замещающей семейной заботы.

Сохраняется тенденция роста детской инвалидности. В этой связи усиления профилактической направленности требует деятельность специализированных учреждений для детей с ограниченными возможностями.

Изменение действующей на тот момент системы защиты детства требует изменения существующих механизмов управления и, что самое важное, - внедрения инновационных методов социальной работы с детьми, нуждающимися в государственной поддержке. Одним их таких инновационных методов может стать семейно-ориентированный подход в работе с детьми данной категории.

На сегодняшний день традиционная деятельность государственных организаций и ведомств, включенных в работу с семьей, организована таким образом, что львиная доля усилий (при минимальном социальном эффекте) направляется на решение проблем, возникших в ситуации уже свершившегося факта социального сиротства ребенка.

Показал свою несостоятельность и другой консервативный подход - когда положение ребенка улучшалось преимущественно путем его изъятия из семьи.

Очевидно, что оказание комплексной и эффективной помощи ребенку, нуждающемуся в государственной поддержке, возможно только при условии проведения планомерной систематической комплексной работы с неблагополучными семьями, что является основой деятельности по защите прав детей. При этом недостаточно просто внедрить блок профилактических услуг. Неблагополучные семьи не мотивированы на систематическую помощь, часто за ней просто не обращаются. В этой связи требуется разработка и внедрение таких организационно-управленческих механизмов, которые обеспечат доступность профилактических услуг семьям и детям и их высокое качество. Одним из таких механизмов может стать реализация семейно-ориентированного подхода.

Семейно-ориентированный подход как совокупность методов и определенная «идеология» социальной работы появился в США и Европе относительно недавно – в 80-х годах XX века. В социальную работу этот подход пришел из психологии и психотерапии, в рамках которых разрабатывался с конца 60-х годов. Для отечественной теории и практики социальной работы семейно-ориентированный подход и вовсе является новым. Только в последние несколько лет были переведены на русский язык некоторые работы западных специалистов в области семейно-ориентированного подхода, состоялся ряд семинаров (в том числе и в г. Томске в 2008 г.), проведены пилотные эксперименты по внедрению данного подхода в отечественную практику. На данном этапе идет активный процесс адаптации семейно-ориентированного подхода в западной интерпретации к отечественным условиям с учетом национальной специфики и того опыта социальной работы с семьей, который накоплен в нашей стране. Именно поэтому как теоретические, так и эмпирические исследования в области семейно-ориентированного подхода обладают высокой степенью актуальности.


Другие материалы:

Реализация семейно-ориентированного подхода в работе с детьми, нуждающимися в государственной помощи в Томской области. «Куратор случая» и его роль в реализации семейно-ориентированного подхода
В Томской области по каждому ребенку, признанному нуждающимся в государственной защите решением органа опеки и попечительства, открывается случай (дело), в рамках которого ведется вся дальнейшая работа с семьей и ребенком, направленная на ...

Демографическое старение
Светлана Маличенко, заведующая кафедрой клинической и социальной гериатрии факультета повышения квалификации медицинских работников РУДН; Сергей Васин, научный сотрудник Института демографии Высшей школы экономики И.И. – Общество стремит ...

Уровни социологического знания
Исходя из масштабов, отражаемых в социологических взглядах и теориях общественных явлений, в структуре социологического знания можно выделить отдельные уровни: ü общесоциологические теории, или общетеоретическая социология; ü ...