Перспективные технологии работы с детьми, нуждающимися в государственной защите
Страница 1

Социологическая информация » Семейно-ориентированный подход в работе с детьми, нуждающимися в государственной защите » Перспективные технологии работы с детьми, нуждающимися в государственной защите

Дети всегда рассматривались и рассматриваются как безусловный объект защиты, поддержки и помощи со стороны государства и общества. Во все времена и у всех народов существовали формальные и неформальные нормы и правила, ограждавшие детей от неблагоприятных и опасных воздействий со стороны природной и социальной среды, гарантирующие детям определённые социальные преимущества и привилегии по сравнению с другими возрастными группами населения. Такое положение вещей обусловлено следующими причинами: во-первых, объективной заинтересованностью и потребностью общества в детях как в гарантах непрерывности и преемственности своего существования, во-вторых, объективно ограниченными возможностями жизнедеятельности, присущими ребёнку.

Представления о том, кого и на каком основании, можно считать ребёнком, во многом схожи в разных культурах и традициях. В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребёнка (1989 г.) ребёнком признаётся лицо в возрасте до 18 лет, если национальным и государственным законодательством не установлен более ранний возраст совершеннолетия (23.С.74). Сегодня численность детей в российском обществе оценивается в пределах 38-39 миллионов человек, что составляет около 27% всего населения страны[19]. Столь значительный удельный вес детского населения в демографической структуре общества приводит к тому, что проблемы социальной защиты детей, оказания им необходимой социальной поддержки и помощи имеют важное социальное и государственное значение.

Основные социальные проблемы детей вызваны, во-первых, их объективным психофизиологическим, интеллектуальным и социальным статусом и, во-вторых, состоянием общества, в котором они живут. Для любого общества характерно существование двух основных систем ограничения жизнедеятельности ребёнка, которые во многом определяют характер и содержание этих проблем.

Первичная система ограничений представляет собой совокупность объективных, биологических и психофизиологических факторов, приводящих к формированию неполной самостоятельности ребёнка и его зависимости от взрослых членов общества. Эта система состоит из ряда элементов, каждый из которых, становится основанием для формирования у ребёнка целого комплекса потребностей. Удовлетворить последние самостоятельно он не может.

Прежде всего, это биологическая и физиологическая зависимость ребёнка от родителей, которые приводят к формированию потребностей в пище, уходе, защите, заботе и т.п. Следующий элемент - это ограниченные психологические, интеллектуальные и социальные возможности и способности ребёнка, результатом чего становятся его потребности в воспитании, образовании и развитии. И, наконец, ограниченные возможности и способности ребёнка адекватно реагировать на внешние воздействия и адекватно оценивать собственные действия и поступки[20]. Это приводит к тому, что возникает необходимость удовлетворения потребностей ребёнка в надзоре, социальном контроле, просвещении и в правовой защите. Удовлетворение всех них возможно только через возложение на взрослых, семью, государство и общество ряда обязанностей и обязательств, что создаёт условия и возможности для формирования вторичной системы ограничений жизнедеятельности ребёнка. В отличие от первичной, эта система представляет собой совокупность ряда социально обусловленных факторов, приводящих к ограничениям прав и возможностей ребёнка. Основными её элементами являются: ограничение ряда гражданских прав детей, их подчинённое положение в семье и других социальных общностях, наличие в обществе ряда социальных институтов и организаций, удовлетворяющих важнейшие социальные потребности детей, но действующих в интересах общества по формальным правилам, общественный и государственный контроль за выполнением гражданами своих родительских обязанностей[21].

Наличие в обществе этих двух систем ограничения жизнедеятельности ребёнка и ограниченность социальных ресурсов приводит к тому, что в условиях современного общества дети продолжают оставаться наиболее зависимой, и страдающей и наименее защищённой группой участников любой социальной катастрофы (от распада семьи до геноцида).

Всё множество социальных проблем, с которыми сталкиваются дети, можно с определённой степенью условности разделить на следующие группы:

1.Порождённые возрастными особенностями детей, (кризис переходного возраста, переход из дошкольного учреждения в среднюю школу, недоверие со стороны взрослых и т.п.).

2.Обусловленные основными характеристиками семьи ребёнка (жестокое обращение с ребёнком, непонимание в семье, отсутствие одного или обоих родителей, экономические трудности и т.п.).

3.Порождённые деятельностью некоторых социальных институтов и организаций, работающих с детьми (конфликты с педагогами в школе, педагогическая запущенность, детская преступность и т.п.).

4.Порождённые особенности социально-экономического и социально-политического развития общества (эксплуатация детей, сокращение детских учреждений, дети-беженцы, дети - участники незаконных вооружённых формирований, угроза жизни и здоровью детей).

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие материалы:

Общественная палата Федерального уровня. История формирования Общественной палаты РФ
Идея создания Общественной палаты Российской Федерации была впервые озвучена в Послании Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 2004 г. . В данном послании большая роль была уделена развитию гражданского ...

Социально-демографическая характеристика посетителей аптек
Основными целями изучения потребителей являются анализ структуры реальных покупателей того или иного товара и мотиваций их выбора. В процессе выявления состава потребителей и реального потребительского спроса определяются социальный и пси ...

Теории конфликтов
Происходящие ныне в России радикальные изменения меха­низмов общественного развития, передел собственности и власти стимулировали конфликтность всех слоев общества, которым и без того в силу социально-экономической природы присущи различн ...