Теоретико-методологические основы социальной работы с детьми, нуждающимися в государственной помощи. Направления государственной защиты детей на современном этапе
Страница 1

Социологическая информация » Семейно-ориентированный подход в работе с детьми, нуждающимися в государственной защите » Теоретико-методологические основы социальной работы с детьми, нуждающимися в государственной помощи. Направления государственной защиты детей на современном этапе

Конституция Российской Федерации (1993) закрепила положение о том, что детство находится под защитой государства, основные гарантии жизнеобеспечения детей, включая охрану здоровья, возможность получения образования, право на жилище, социальное обеспечение и пр. В дальнейшем предстояло сформировать целостную систему правовой защиты интересов детей применительно к новым социально-экономическим условиям, обеспечить механизмы ее реализации. Сегодня можно отметить определенный прогресс, достигнутый в этом направлении. Так, в предыдущие годы принято около 300 нормативных правовых актов, затрагивающих проблематику детства, включая федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации[1].

Новый Семейный кодекс Российской Федерации, содержащий специальную главу «Права несовершеннолетних детей», установил особые нормы защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, ввел для них новый институт семейного воспитания - приемную семью.

Большое значение для улучшения положения детей имело принятие новых Гражданского и Уголовного кодексов Российской Федерации, которые расширили средства и способы защиты несовершеннолетних; федеральных законов «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и др.

На протяжении 1999-2004 годов на парламентских слушаниях обсуждались наиболее актуальные вопросы по улучшению положения детей и молодежи, такие, как наркомания несовершеннолетних и меры противодействия этому социальному злу, борьба со СПИДом, международное усыновление и пр. На заседаниях Правительства Российской Федерации только за два последних года рассматривались вопросы, связанные с распространением детской безнадзорности, положением детей-сирот, продлением действия программы «Дети России», политикой в отношении пособий на детей. Аналогичная работа велась в субъектах Российской Федерации, где принимались соответствующие региональные законы, разрабатывались и выполнялись программы, направленные на улучшение положения детей с учетом местной специфики и имеющихся ресурсов[2].

Учитывая важность согласованной совместной деятельности по защите прав детей в рамках Содружества Независимых Государств, Советом глав правительств государств - участников СНГ в ноябре 2000 г. принято решение «О защите детства в государствах - участниках СНГ».

Ребенок, находящийся в трудной жизненной ситуации, иногда сопряженной с риском для жизни, не может ждать. Именно поэтому усилия Правительства Российской Федерации сосредоточены, прежде всего, на мерах по защите и поддержке наиболее уязвимых групп детей. Разработка и реализация президентской программы «Дети России», включающей 11 федеральных целевых программ, явилась эффективным средством оказания на основе программно-целевого подхода комплексной помощи детям, особенно нуждающимся в социальной защите (детям-инвалидам, детям-сиротам, детям-беженцам и пр.), решения острых проблем детства (профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, развитие системы социального обслуживания семьи и детей, охрана здоровья матери и ребенка и др.), а также объединения действий ряда федеральных органов исполнительной власти, региональных органов законодательной и исполнительной власти по созданию благоприятных условий для обеспечения жизнедеятельности и всестороннего развития детей. За короткий период (практически за 5 лет) в стране создана принципиально новая система индивидуализированной социальной помощи детям, находящимся в особо трудных условиях, - сеть специализированных учреждений социального обслуживания семьи и детей, подведомственных Минтруду России. Основными задачами учреждений социального обслуживания семьи и детей являются профилактика семейного неблагополучия, индивидуальная поддержка семьи и детей в кризисных жизненных ситуациях, помощь детям с девиантным поведением, детям-инвалидам, детям-сиротам в их социальной реабилитации и адаптации в семье и обществе. Очень важно, что благодаря этим учреждениям появилась альтернатива помещению ребенка в интернатное учреждение, в том числе для детей-инвалидов, возможность сохранить его семейные связи, предотвратить угрозы развитию, здоровью, а часто и жизни. Создание современной системы специализированной социальной помощи потребовало не только формирования совершенно новой для страны концепции работы с семьей и детьми, но и огромных усилий по подготовке необходимых кадров, разработке законодательной и нормативно-правовой базы, методического обеспечения. В условиях тяжелейшего перманентного финансового кризиса на эти цели были изысканы необходимые средства[3].

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие материалы:

Визуально - коммуникативные характеристики представителей молодежных субкультур. Соотношение понятий "культура" и "субкультура"
В широком смысле под субкультурой понимается частичная культурная подсистема "официальной" культуры, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. То есть субкультура - это подкультура или культура в к ...

Классовая борьба и господствующие идеи данного времени
В.И. Ленин в статье «Марксизм и ревизионизм» приводит известное изречение, гласящее, что если бы геометрические аксиомы задевали интересы людей, то они опровергались бы. Естественнонаучные теории, задевавшие старые предрассудки теологии, ...

Формационный и цивилизационный подходы к анализу общества
Формационный (К.Маркс). На основе характера производственных отношений, в форме собственности и способа производства: а) первобытное; б) рабовладельческое; в) феодальное; г) капиталистическое; д) коммунистическое общество. В настоящее ...