О понятии «взаимодействие»
Страница 1

В наиболее общем виде взаимодействие можно рассматривать как организацию совместных действий индивидов, групп и организаций, позволяющую им реализовать какую-либо общую для них работу.

Организуется взаимодействие в контактных группах - в кол­лективе, в микрогруппах, входящих в его состав; между группа­ми - в воспитательных организациях, а также в различных фор­мах массового взаимодействия.

Организация груп­пового взаимодей­ствия

Групповое взаимодействие организуется в жизнедеятельности первичных коллективов (обычно до 30-50 человек) между всеми его членами, внутри микрогрупп (2-7 человек) и между ними. Это взаимодействие, как правило, имеет функцио­нально-ролевой характер, т. е. организуется для того, чтобы ре­шить задачи, адекватные функциям воспитательной организации, стоящие перед коллективом в той или иной сфере жизнедеятель­ности в определенный период времени.

Организация группового взаимодействия предполагает вклю­чение членов коллектива и (или) отдельных микрогрупп в про­цессы выдвижения целей, достижение которых необходимо для решения задач, планирования необходимой для этого работы, реализации намеченного, анализа проделанной работы.

Организация меж­группового взаимо­действия

Межгрупповое взаимодействие организуется между первичными коллективами, каждому из которых обеспечивается позиция группо­вого субъекта жизнедеятельности.

Объективной предпосылкой организации продуктивного межгруп­пового взаимодействия является феномен соотнесения групп друг с другом, в ходе которого возникает чувство «мы - группа» как результат соотнесения своей группы с другими.

Соотнесение групп друг с другом возникает в любом типе орга­низации межгруппового взаимодействия, выделенных Л. И. Уман-ским и его сотрудниками.

Прямое взаимодействие: первичные коллективы выполняют ра­боту одинакового содержания, в одно время и в одном месте, про­изводя общий продукт.

Совместно-параллельное взаимодействие. Первичные коллекти­вы объединены общей задачей, которую они решают в одно время и в одном месте. Но субъективно каждый из них рассматривает цель своей работы как отличную от целей других.

Совместно-последовательное взаимодействие. Первичные кол­лективы объединены общей задачей, решение которой предполага­ет выработку каждым из них группового продукта, суммирование которых и позволит решить задачу (например, любое общешколь­ное, общелагерное и т. п. мероприятие, в котором каждый первич­ный коллектив представляет свой продукт, без чего мероприятие в целом срывается).

Организация межгруппового взаимодействия в любом вариан­те из названных выше может осуществляться тремя способами.

Первый способ - прямой: руководители ставят перед первич­ными коллективами задачу, которую они могут и должны решать, вступив в кооперативное или конкурентное взаимодействие по одному из перечисленных выше вариантов.

Второй способ - косвенный: руководители создают ситуации, ко­торые объективно предполагают и стимулируют вступление во взаи­модействие первичных коллективов по одному из трех вариантов.

Третий способ - инициация и организация взаимодействия первичных коллективов органами самоуправления.

Отбирая формы межгруппового взаимодействия, важно учи­тывать позитивные (значительная активность участников, направленная на поддержку членов своей группы) и негативные потенции конкурентной стра­тегии взаимодействия.

Желательно сочетать такие формы организации межгруппово­го взаимодействия, когда неудача группы в одной сфере жизнедеятельности может быть компенсирована ее успешностью в дру­гой. Это позволит группе использовать так называемую страте­гию социального творчества.

Стратегия социального творчества во взаимодействии групп проявляется в пересмотре, переоценке критериев сравнения (школьный класс, не имеющий приоритета в успеваемости, пы­тается повысить групповую самооценку за счет спортивных дос­тижений и пр.); прямом изменении оценок основания сравнения от минуса к плюсу (группа школь­ников может считать доблестью нарушение дисциплины); выбо­ре для сравнения группы с более низким статусом (А. С. Агеев).

Оценка работы группы в процессе взаимодействия должна иметь локальный характер, т. е. оценивать надо меру успешности группы в кон­кретной работе, а не саму группу. Желательно не вносить оцен­ку группы от руководителя, а вырабатывать ее в процес­се внутригрупповой или межгрупповой дискуссии.

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Виды исследовательских технологий
Мониторинговые технологии, имеющие целью систематический сбор информации об объекте исследования (например, рьшочном спросе на социальные услуги, ходе реализации конкретного проекта и т.д.), позволяют своевременно обнаружить отклонения от ...

Социальная информация как актуальная проблема социологических исследований на современном этапе развития российского общества. Что такое социальная информация, ее виды
Можно сказать, что именно социальная информация составляет основу конкретных исследований в социологии, поскольку именно она является объектом обработки и анализа, и именно информация, обработанная тем или иным методом, представляет изуча ...

О понятии «взаимодействие»
В наиболее общем виде взаимодействие можно рассматривать как организацию совместных действий индивидов, групп и организаций, позволяющую им реализовать какую-либо общую для них работу. Организуется взаимодействие в контактных группах - в ...