Основные научные школы социологии права
Страница 1

В середине и конце XX в. социология права наиболее интенсивно разрабатывалась четырьмя научными школами: социолого-институциональной, прагматической, реалистической и эмпирической.

Институциональная социология права

Социолого-институциональная школа рассматривает общество как совокупность, механическое объединение разного рода институций. Институция же понимается как длительное существование какого-либо коллектива, союза людей, объединившихся для достижения какой-либо цели. В качестве разновидности институции рассматривается и само государство.

В процессе деятельности каждая институция может создавать и чаще всего создает свое право наряду с государственным, а иногда и вопреки ему.

Соответственно меняется и иерархия источников. Закон уступает свое место обычаю, который может быть либо отменяющим, либо созидательным. Отменяющий обычай - это созданная институцией норма взамен правовой нормы, фактически утратившей силу, но еще не отмененной специальным решением правотворческого органа. Созидательным обычай становится после того, как будет положен в основу новой нормы, принятой компетентным органом государства.

Таким образом, для институционалистов государство утрачивает свой приоритет в нормативно-правовом регулировании общественных отношений. Ему отводится роль механического фиксатора норм права, сложившихся и действующих в обществе без прямого участия государства и даже без его санкции.

В числе наиболее видных представителей этого направления социологии права можно назвать таких ученых, как Жорж Гурвич (1894-1965) и Питирим Сорокин (1889-1968).

Основу социологии права Ж. Гурвича составляет учение о социальном праве. Под ним понималось право, созданное различными общественными образованиями. Идеал социального права Ж. Гурвич видел в трудовом и международном праве, которые представляют собой образец правового регулирования, основанного на сотрудничестве, доверии, интеграции.

Реальность права как особого явления социальной действительности выражается в непосредственном юридическом опыте и нормативных фактах.

Непосредственный юридический опыт отличается от морального опыта и иных форм интегрального опыта, поскольку:

1) непосредственный юридический опыт всегда является коллективным в силу самой структуры права, ориентированного на регулирование отношений между людьми и иными субъектами. Этот опыт может возникать как в процессе проведения рациональных, осознанных действий, так и интуитивным путем, спонтанно;

2) возникающие из юридического опыта нормативные регуляторы носят атрибутивно-императивный (представительно-обязывающий) характер. Признак двусторонней связи между субъектами правоотношения, в котором одна сторона обязана совершить определенные действия в пользу другой стороны, а управомоченная сторона имеет право требовать исполнения этой обязанности, Ж. Гурвич считал для права принципиально важным и необходимым.

Нормативные факты понимаются как результат проявления юридического опыта в виде нормативных правил поведения, устанавливаемых соответствующими коллективными, образованиями в связи с решением конкретной ситуации.

Нормативные факты, по Ж. Гурвичу, это все социальные сообщества, в том числе и международные сообщества и даже классы, принимающие участие в нормативном регулировании общественных отношений путем установления обычаев, принятия прецедентов, деклараций, осуществления актов свободного отыскания права.

Право Ж. Гурвич определял как средство реализации в определенном социальном образовании (общественном союзе) идеи справедливости, т.е. упорядочения, согласования подхода к противоречивым нормативно-социальным ценностям, признаваемым этим образованием путем многостороннего императивно-атрибутивного регулирования, основанного на прочной связи между правом требования и обязанностью.

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Тюремное заключение как способ изоляции от общества
Тюрьма, как место реализации государственного принуждения за правонарушения (лишение свободы) возникло относительно недавно, а именно с распространением христианского взгляда на причины, обуславливающие поведение человека. Как подчеркивае ...

Суть взаимоотношений «человек — общество — природа»
Человек — общество — природа — их взаимодействие — вечная проблема социологии и философии. В процессе жизнедеятельности человек устанавливает различные отношения с окружающей его средой, позволяющие жить как природному и социальному сущес ...

Становление социально-культурной деятельности: исторический обзор. Зарождение основ воспитания и просвещения на Руси в догосударственный период
Общинный уклад древних славян стал основой воспитания и просвещения в догосударственный период. Их педагогические воззрения базировались, как правило, на таких приоритетах, как подготовка подрастающего поколения к жизни в общине, передача ...