Основные научные школы социологии права
Страница 2

Ж. Гурвич выделяет четыре основных направления социально-правовых исследований:

1) проблемы макросоциологии права, под которой понимается изучение различных видов «социабельности» - общественных взаимосвязей людей в их юридическом выражении;

2) юридико-социологические проблемы социальных групп и классов;

3) проблемы юридической типологии, призванной охватить общество в целом;

4) проблемы генетической социологии права, ставящей вопрос о закономерностях и тенденциях развития права и факторах, обусловливающих его расцвет или, наоборот, упадок.

Разделяя основные методологические и теоретические положения данного учения, П. Сорокин по ряду принципиальных вопросов высказывал собственные суждения.

Во-первых, он иначе рассматривал вопрос о соотношении институции и права. Для П. Сорокина право является основой, сердцем и душой всякой организованной группы. Генезис нормы права П. Сорокин видил не в выражении общей воли или общего интереса, а в сознании человека, его переживаниях определенных ситуаций как правовых. Это ситуации, когда один участник отношения признает себя правомочным по отношению к другому, а другой участник выступает в роли обязанной стороны. Т.е. они находятся в атрибутивно-императивной (представительно-обязывающей) связи.

Таким образом, П. Сорокин занимал крайнюю позицию среди сторонников институционалистского направления социологии права. П. Сорокин превращает право в основу общества, его многочисленных коллективных образований (союзов), а само право низводит до уровня правовых установок или психологических переживаний субъектами правовых ситуаций.

Во-вторых, П. Сорокин активно пропагандировал идею о социологии права как интегративной отрасли, призванной соединить все гуманитарное знание в единую, целостную науку. По его мнению, современная социология «напоминает знание некоторых несобранных кусков детского конструктора. Загадка остается нерешенной, несмотря на знание ее частей». И если социология желает ориентироваться на дальнейший рост, развитие, то она неизбежно должна войти «в фазу синтезирующей, обобщающей и интегративной социологии», способной соединить в определенное единство все теории, содержащие определенную долю истины.

Отметим два существенных недостатка институциональной социологии права:

1) отрицание лидирующей роли норм права, установленных государством, в системе иных социальных регуляторов общественных отношений, которая является в современном обществе очевидной и бесспорной;

2) отсутствие механизмов, способных гарантировать реальное действие социального права в конкретных отношениях.

Большинство норм, установленных с санкции государства коллективными, социальными образованиями, становятся реальными и действенными не в силу авторитета этих образований, а потому, что имеются специальные органы государства, которые охраняют и защищают нормы права, принятые теми или иными компонентами гражданского общества.

Страницы: 1 2 


Другие материалы:

Выявление уровня социализированности воспитанников детского дома с различным периодом пребывания
Для определения уровня социализированности воспитанников детского дома используется «Методика для изучения социализированности личности воспитанника» (разработана М.И. Рожковым). Цель: выявить уровень социализированности воспитанников де ...

Исследование занятости и эффективности профессионального обучения молодежи Рязанской области
Метод кейс-стади основывается на изучении случая, в качестве случая может быть выступать какая-либо организация или сфера деятельности. В данном исследовании таким случаем является сфера занятости молодежи Рязанской области. Современная с ...

Дети с ограниченными возможностями в системе семейных отношений
Семья – ближайшее и первое социальное окружение, с которым сталкивается ребенок. Появление ребенка с ограниченными возможностями действует на родителей удручающе. Если рождение нормального ребенка привносит в жизнь семьи новое, не испытыв ...