Народная педагогика и самобытное народное творчество
Страница 1

Социологическая информация » Социально-культурная деятельность » Народная педагогика и самобытное народное творчество

Исторический опыт России и других стран свидетельствует о богатейших социокультурных и этнокультурных истоках духовного наследия каждого большого и малого народа.

Народная художественная культура генетически связана с возникновением и развитием таких традиционных социально-культурных институтов, как семья, школа, община, других социокультурных общностей и движений. В свою очередь, само понятие «социально-культурная деятельность» не может не ассоциироваться с понятиями народного искусства, фольклора, народных промыслов и ремесел, народной педагогики и семейного воспитания. По существу, накопленный здесь социально-культурный опыт является и средством, и результатом обширной общественной практики.

Творческая деятельность художника в искусстве раскрывается в его непосредственном взаимодействии со зрителем, слушателем, потребителем. Для того, чтобы заключить контракты на гастроли, разовые выступления, обеспечить рекламу, помещение, связи с руководителями города и прессой профессионального коллектива или отдельного исполнителя, необходим менеджер, который не только разбирается в различных жанрах искусства и творчества, но, главное, умеет реализовать их в обществе, довести до зрителя.

Длительный разрыв процессов образования и культуры негативно сказывается на эстетическом воспитании детей и подростков, на приобщении дошкольников и школьников к художественной культуре общества, народным традициям, фольклору. Постоянное нарушение органического единства и взаимосвязи образовательного и социокультурного процессов серьезно препятствует введению детей в художественную жизнь, в реальную живую художественную культуру - не только в качестве зрителей, слушателей и т.д., но и в качестве активных участников процесса художественного творчества.

Восстановлению духовной культуры России путем целенаправленного культурно-эстетического и художественного воспитания подрастающего поколения нет альтернативы. Эта социальная идея заслуживает самого широкого общественного и государственного признания, поскольку крупномасштабные проекты глобального повышения культуры всего населения страны вряд ли имеют сегодня реальные перспективы.

Воспитывающая роль искусства в духовно-нравственном становлении юной личности может быть еще более социально ценной, если глубоко осмыслить и практически претворить все его разносторонние возможности. В полной мере осуществить эту задачу могут сегодня современные модификации различных социокультурных институтов современного отечественного фольклора.

В народной системе культурно-художественной социализации ребенка, под которой понимается педагогически организованная совокупность различных видов его художественно-творческой деятельности, большое внимание всегда уделялось обучению детей с самых ранних лет жизненно ценным знаниям, умениям, навыкам. К семи-восьми годам выросший в селе ребенок, как правило, владел десятками видов хозяйственно-бытовой деятельности. На этом основывалась главная цель народной системы - помочь растущему человеку в нахождении своего любимого труда, ремесла, вида творческой деятельности. «Желанная работа - светлее солнца», - издавна говорилось в народе.

Если раньше сама народная традиция обеспечивала необходимый уровень житейско-нравственной и художественно-эстетической воспитанности детей, то теперь эту традицию призвана поддерживать школа, которая вместе с семьей, учреждениями культуры и досуга, всей общественностью в состоянии создать эффективную систему вхождения юного человека в мир народной художественной культуры.

Страницы: 1 2 3 4


Другие материалы:

Духовно-нравственный облик человека, работающего в социальной сфере
В социальной работе наряду с профессиональными знаниями особенно большую роль играют личностно-нравственные качества специалиста, которые являются определяющим фактором успешности и эффективности их деятельности. Стиль поведения социально ...

Типология обществ
1) а)дописьменный; б)письменный. 2) а) простые общества (племена); б) сложные общества. 3) а)первобытное; б)рабовладельческое; в)феодальное; г)капиталистическое; д)коммунистическое общество. 4) На основе понятия «цивилизация» в исто ...

Актуальные проблемы семейных отношений
Проходит свадьба, наступают будни реальной жизни, - и тогда оказывается, что свои судьбы соединили совершенно незнакомые друг другу люди. Какова же судьба такого брака? Для того чтобы ответить на этот вопрос, более правильным вопросом для ...