Работа зарубежного социального педагога с родителями, инвалидами разного возраста
Страница 1

Социологическая информация » Социальная педагогика » Работа зарубежного социального педагога с родителями, инвалидами разного возраста

Работа социального педагога с родителями

В США в период 40—70-х гг. подготовка к семейной жизни включала три различных типа программ: разовые лекции перед большими группами слушателей с последующими ответами на вопросы; семинары по воп­росам, представляющим взаимный интерес. Основное внимание при этом уделялось воспитанию детей, аудитория была по пре­имуществу женской, хотя бывали занятия и с участием юношей-правонарушителей или будущих отцов. Первыми руководителями программ подготовки к семейной жизни в Ассоциации проблем детства стали добровольцы — выпускники колледжей. Руководили подобными программами главным образом социальные работни­ки, имеющие опыт общения с неблагополучными семьями.

В современных условиях подготовка взрослых к семейной жиз­ни осуществляется в учебных группах, где даются необходимые знания, навыки и анализируется их поведение, чтобы помочь им адаптироваться к возможным жизненным изменениям. Такая по­мощь полезна и людям, столкнувшимся с неожиданными ситуа­циями: временные кризисы, ухудшение здоровья или хрониче­ские заболевания.

В состав групп подготовки к семейной жизни обычно входит 6—12 человек, хотя их количество может достигать 100 человек. Группы собираются для занятий один раз в неделю. Продолжи­тельность занятий — 1,5—2 часа.

Цель большинства групп подготовки к семейной жизни — уг­лубление знаний, развитие навыков и помощь в адаптации лич­ности к жизненным изменениям.

Группы подготовки к семейной жизни можно разделить на че­тыре категории.

Группы нормального развития предназначены для всех катего­рий населения. Они дают знания и умения, помогающие человеку преодолеть предсказуемые жизненные изменения. Это группы для родителей, дошкольников, подростков, людей, намеревающихся вступить в брак, и пенсионеров.

Кризисные группы предназначены для тех, на чью долю выпали суровые жизненные испытания. Люди обычно недостаточно ори­ентированы в чрезвычайной ситуации: какова продолжительность реакции, как преодолеть кризис и вернуться к привычному обра­зу жизни.

Группы индивидуального развития нацелены на обучение лю­дей, хотя и не переживающих кризис или серьезные жизненные испытания, но тем не менее нуждающихся в корректировке пове­дения и развитии жизненных навыков, которые способствуют повышению их самооценки и коммуникабельности.

В группах адаптации занимаются лица, которые постоянно под­вергаются воздействию отрицательных факторов, связанных с болезнью или отклонениями в развитии, не поддающимися улуч­шению, или же они живут с людьми, которые находятся в подоб­ном состоянии. Особенность таких групп в том, что состояние обучаемых требует длительного периода адаптации.

Первоначально группы были ориентированы на различные ста­дии жизненного развития и не выходили за рамки ответов на вопросы, касающиеся определенной тематики. Их участники дей­ствительно получали определенные знания.

Если ранее занятия по работе с семьей проводились в библио­теках и общественных центрах, то теперь группы действуют также на промышленных предприятиях и в строительных организациях, школах и в государственных учреждениях. На промышленных пред­приятиях и в строительных организациях популярны такие темы, как контроль над стрессам, тренировка уверенности в себе, сба­лансированность работы и семейной жизни, проблемы работаю­щих супругов.

Практика подготовки к семейной жизни мало исследована и нуждается в дальнейшем изучении. Эффективность работы групп подготовки к семейной жизни, главной целью которых является профилактика, с трудом поддается анализу, так как оценка ре­зультатов профилактики требует времени. Кроме того, существует тенденция относить положительные результаты к влиянию других факторов. Результаты научных исследований деятельности групп второго и третьего типов более доступны для анализа и для ис­пользования в опыте работы.

Работа социального педагога с инвалидами чаще сводится к их обучению. Обучение инвалидов ведется по спец образовательным или общим образовательным программам. Эти программы предназначены для лиц, признан­ных в установленном порядке инвалидами, или лиц с ограниченными возможностями. Для успешной реализации этих программ необходимо совершенствование всей системы профессиональ­ного обучения и профориентации инвалидов.

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Социально-культурные институты
Социально-культурные институты - одно из ключевых понятий курса. В самом широком смысле оно распространяется на все сферы общественной и социально-культурной практики, рассмотренные нами в предыдущем разделе, а также относится к любому из ...

Инструментарий изучения отношения молодых жителей г. Красный Кут к гражданскому браку
Приступая к изучению отношения молодых жителей к незарегистрированным формам брака, необходимо отметить, что молодежь – это большая социально-демографическая общность, имеющая специфические социальные и психологические черты, наличие кото ...

Классовые отношения.
"Таким образом, дело дошло теперь до того, что индивиды должны присвоить себе существующую совокупность производительных сил не только для того, чтобы обеспечить своё существование. Это присвоение обусловлено, прежде всего, тем объе ...