Полицейское право
Страница 1

«Народ, имеющий наилучшие школы, является первым народом или вскоре сделается таковым». В этом изречении, принадлежащем известному французскому писателю, Жюлю Симону, выступает характерное признание того огромного значения, какое имеет народное образование. Нет такой области в общественной, политической, экономической или духовной жизни народа, в которой успешное развитие не находилось бы в прямом соотношении со степенью распространения народного образования. Францию в 1870 г., в войне ее с Пруссиею, победил «школьный учитель», – часто говорили по окончании войны, имея в виду выразить этим сознание того важного значения, какое имеет уровень образования в данной стране, обеспечивающий за ее войсками лучшие качества. Новейшие успехи Германии в области промышленного развития, позволяющие ей удачно конкурировать с другими странами, также находят себе объяснение в том высоком уровне, какого достигло в ней народное образование вообще и в частности – техническое и профессиональное.

Неудивительно поэтому, что народное образование всюду составляет предмет особенных забот и государства и общества, стремящихся обеспечить за населением достаточное количество школ, надлежащий учительский персонал и проч. для того, чтобы вести успешную борьбу с невежеством. И многими странами достигнуты в этом отношении значительные результаты. Так, по новейшим данным, на 100 жителей приходится грамотных, т.е. умеющих читать и писать: в Германии – 98, в Швеции и Норвегии – 97, в Швейцарии – 95, в Соединенных Штатах – 92, в Англии – 90, во Франции – 85, в Бельгии – 77.

В России на 100 жителей грамотных, по данным конца 80-х годов, приходилось только 16. Процент этот несколько поднялся; размер его выяснится по обработке всех данных переписи 1897 года. В С.-Петербурге последнею обнаружено 62,6% грамотных и 37,4% неграмотных; без сомнения, в столице процент грамотных значительно выше среднего процента во всей Империи.

Из сопоставления этих цифр видно, как отстала Россия в деле развития народного образования от других стран. Сознание этой отсталости чувствуется все более и более, особенно в последние годы, и по многим признакам можно думать, что на народное образование будет обращено должное внимание. Впрочем, из дальнейшего изложения видно будет, что сравнительно с недавним прошлым Россиею достигнуты довольно заметные результаты, которые служат ручательством еще больших успехов в будущем.

Народное образование в России находится в заведывании особого министерства народного просвещения, которое для управления учебною частью имеет свои местные органы. Важнейшими из них являются попечители учебных округов. Всех учебных округов–двенадцать; к каждому из них приурочено по нескольку смежных губерний. В Восточной Сибири, Приамурском генерал-губернаторстве и Туркестанском крае высшее наблюдение за народным образованием возложено на генерал-губернаторов. Ближайшее заведывание учебными заведениями принадлежит начальникам их и, во многих из них, – коллегиальным учреждениям (в гимназиях и реальных училищах–директору и педагогическому совету, в университетах – ректору, правлению и совету). Заведывание низшими учебными заведениями возложено на директоров и инспекторов народных училищ.

Под ведением министерства народного просвещения находится большинство учебных заведений Империи. Но и все другие министерства и высшие управления имеют в своем заведывании значительное число учебных заведений. Так, большое число низших народных школ (церковно-приходские и школы грамоты) находятся в ведении Святейшего Правительствующего Синода; особую группу начальных школ составляют низшие учебные заведения военного ведомства; значительное число женских учебных заведений находятся в ведении Собственной Его Величества Канцелярии по учреждениям Императрицы Марии; большинство технических и других специальных учебных заведений находятся в ведомстве министерств: финансов, военного, земледелия и государственных имуществ, внутренних дел, путей сообщения, Императорского двора и др.

Страницы: 1 2


Другие материалы: