Высшая школа рассматривается как одна из основных ценностей, без которых невозможно дальнейшее развитие общества. В настоящее время за счет образования развитые страны получают до 40 % прироста валового национального продукта.

Роль высшего профессионального образования можно представить в виде двух групп системообразующих функций: социально-культурные и производственно-экономические.

Социальный аспект профессионального образования базируется на его роли в развитии социальной структуры общества.

Культурный аспект предполагает изучение сущности и специфики социализации личности в этом образовательном звене и ее взаимосвязей с процессами социализации в общей системе образовательного комплекса.

Экономический аспект профессионального образования связан с формированием социально-профессиональной структуры общества, подготовкой профессионалов, способных эффективно трудиться в определенной сфере практической деятельности в конкретной экономической ситуации.

Характерным явлением для современного состояния высшей школы в мире является диверсификация системы высшего профессионального образования, представляющая собой создание разнообразных по типам, учебным программам и срокам обучения учебных заведений. Результатом диверсификации явилось введение многоуровневой системы высшего образования. Многоуровневая система позволит приблизить российскую систему высшего образования к ее мировым стандартам.

Многоуровневая система образования включает довузовскую профессиональную ориентацию учащихся 10-11-х классов средней школы, что позволяет значительно повысить уровень подготовки абитуриентов вузов. Одновременно ведущие вузы страны перешли к двухступенчатой системе «бакалавр—магистр» с количеством лет обучения «4+2». Уровень бакалавриата позволяет получить широкую базовую подготовку. Магистерский цикл переносит акцент на специализированную подготовку исследователей и аналитиков. Появление магистерского цикла позволяет части студентов с бакалаврским дипломом включиться в трудовую деятельность, а остальным — продолжить более трудный и сложный путь образования.

Состояние высшего образования в стране является одним из факторов экономического и культурного потенциала и определяет способность к динамическому росту. Как свидетельствует мировой опыт, за последние 50 лет многие страны поддерживают высокие темпы развития высшего образования. До 70-х гг. СССР лидировал в сравнении с США по числу обучающихся в высших и средних специальных учебных заведениях на 10 тыс. человек населения. В этот период наша страна расходовала на образование 10— 12 % национального дохода, к 1985 т. расходы на образование составляли 6%. Для сравнения отметим, что еще в 1990 г. расходовали на высшее образование: Северная Америка — 5,5 % ВВП, арабские страны — 5,8 %. В настоящее время на высшую школу Россия тратит всего 1,76 % расходной части бюджета. Недостаток финансирования государственных вузов привел к формированию особой структуры среднего и высшего специального образования — негосударственной. Количество негосударственных вузов из года в год растет: в 1994 г. их было 144, в 1997 г. — 300, в 2004 г. — уже около 1000.

Страницы: 1 2 3


Другие материалы:

Исследование качества жизни и ухода за пожилыми людьми в ОГУ «Костромской комплексный центр социального обслуживания населения». Практика социальной работы в ОГУ «Костромской комплексный центр социа
Анализ положения граждан пожилого возраста и инвалидов свидетельствует о том, что они являются наиболее социально незащищенными категориями населения, нуждающимися в особом внимании и социальной защите со стороны государства. В связи с эт ...

Социально-культурная реабилитация. Понятийный аппарат и содержание
Социально-культурная реабилитация и поддержка относится к числу наиболее актуальных и востребованных сфер общественной практики социально-культурной деятельности. Высокая гуманитарная направленность, социальная и духовная поддержка незащи ...

Оценка качества общественного здоровья
Проблемы качества здоровья населения различных стран постоянно находятся в центре внимания ученых и политиков во всем мире. Во Всеобщей декларации прав человека, принятой Организацией Объединенных Наций в 1948 г., было записано, что «кажд ...