Высшая школа рассматривается как одна из основных ценностей, без которых невозможно дальнейшее развитие общества. В настоящее время за счет образования развитые страны получают до 40 % прироста валового национального продукта.

Роль высшего профессионального образования можно представить в виде двух групп системообразующих функций: социально-культурные и производственно-экономические.

Социальный аспект профессионального образования базируется на его роли в развитии социальной структуры общества.

Культурный аспект предполагает изучение сущности и специфики социализации личности в этом образовательном звене и ее взаимосвязей с процессами социализации в общей системе образовательного комплекса.

Экономический аспект профессионального образования связан с формированием социально-профессиональной структуры общества, подготовкой профессионалов, способных эффективно трудиться в определенной сфере практической деятельности в конкретной экономической ситуации.

Характерным явлением для современного состояния высшей школы в мире является диверсификация системы высшего профессионального образования, представляющая собой создание разнообразных по типам, учебным программам и срокам обучения учебных заведений. Результатом диверсификации явилось введение многоуровневой системы высшего образования. Многоуровневая система позволит приблизить российскую систему высшего образования к ее мировым стандартам.

Многоуровневая система образования включает довузовскую профессиональную ориентацию учащихся 10-11-х классов средней школы, что позволяет значительно повысить уровень подготовки абитуриентов вузов. Одновременно ведущие вузы страны перешли к двухступенчатой системе «бакалавр—магистр» с количеством лет обучения «4+2». Уровень бакалавриата позволяет получить широкую базовую подготовку. Магистерский цикл переносит акцент на специализированную подготовку исследователей и аналитиков. Появление магистерского цикла позволяет части студентов с бакалаврским дипломом включиться в трудовую деятельность, а остальным — продолжить более трудный и сложный путь образования.

Состояние высшего образования в стране является одним из факторов экономического и культурного потенциала и определяет способность к динамическому росту. Как свидетельствует мировой опыт, за последние 50 лет многие страны поддерживают высокие темпы развития высшего образования. До 70-х гг. СССР лидировал в сравнении с США по числу обучающихся в высших и средних специальных учебных заведениях на 10 тыс. человек населения. В этот период наша страна расходовала на образование 10— 12 % национального дохода, к 1985 т. расходы на образование составляли 6%. Для сравнения отметим, что еще в 1990 г. расходовали на высшее образование: Северная Америка — 5,5 % ВВП, арабские страны — 5,8 %. В настоящее время на высшую школу Россия тратит всего 1,76 % расходной части бюджета. Недостаток финансирования государственных вузов привел к формированию особой структуры среднего и высшего специального образования — негосударственной. Количество негосударственных вузов из года в год растет: в 1994 г. их было 144, в 1997 г. — 300, в 2004 г. — уже около 1000.

Страницы: 1 2 3


Другие материалы:

Основные теории социализации
Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения, ценностей, социальных норм, необходимых для успешного функционирования в данном обществе. Макросоциологические модели рассматривают социализацию. В микросоциологических теори ...

Теория культурно-исторических типов Н. Данилевского. Разрядность культурной деятельности по Н. Данилевскому
Формирования проблемы типологии культуры кроется в поиске ответа на вопрос: есть ли единство многообразия культур, существует ли единство планетарного историко-культурного процесса, имеем ли мы право говорить о единой мировой культуре? В ...

Применение семейно-ориентированного подхода в организациях социального обслуживания детей в Томской области
Развитие деятельности по государственной поддержке детей, находящихся в трудной ситуации, в Томской области выявило проблему - семьей как системой, целостным организмом не занимается ни одно ведомство. Анализ ранее существовавших программ ...