Увеличение количества вузов в стране, не соответствующее кризисному состоянию экономики, влечет за собой ряд проблем: еще большее осложнение кадрового, материально-технического и финансового обеспечения высшей школы, что, в. конечном счете, отразится на качестве предоставляемых образовательных услуг. С целью обеспечения повышения качества образования и экономии бюджетных средств актуальной является проблема оптимизации сети образовательных учреждений на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Реорганизация системы профессионального образования в Европе, прежде всего высшего, осуществляется в настоящее время в рамках так называемого «Болонского процесса».

В 1998 г. в Париже министры образования четырех стран — Франции, Германии, Италии и Великобритании — подписали совместную декларацию «Гармонизация архитектуры систем высшего образования стран Европы», в которой впервые речь шла о «едином европейском пространстве высшего образования». Следующий шаг — Болонская декларация, подписанная уже 29 европейскими странами в 1999 г., которая определяет направление развития образования в Европе вплоть до 2010 г.

Основные принципы и требования Болонской декларации состоят в следующем:

ясно определенные и сопоставимые научные степени;

введение двухуровневой структуры обучения (бакалавр—магистр);

единый механизм учета освоенного студентом содержания образования в виде Европейской Системы Перевода Кредитов (ECTS);

создание, условий для значительного повышения мобильности студентов и преподавателей;

повышение качества образования и установление совместных (общеевропейских) критериев его оценки.

Подписание Россией в сентябре 2003 г. в Берлине Болонской декларации сделало российскую высшую школу непосредственным участником процесса интеграции национальных систем образования в Европе. Модернизация российской системы образования на основе принципов Болонского процесса призвана решить две главные задачи:

приведение ее в соответствие с реальными потребностями отраслей народного хозяйства;

создание такой отечественной системы профессионального образования, которая была бы конкурентной на мировых рынках образовательных услуг, и интеграция ее в мировое образовательное сообщество.

В ходе проводимых реформ образования должна быть создана, при сохранении государственного заказа на специалистов, двухуровневая система высшего профессионального образования (бакалавр—магистр), введена система «предшкольного образования», развиты формы дополнительного образования, расширены права учебных заведений в хозяйственной деятельности, реализованы технологии нормативно-душевого финансирования образования, повышены образовательные стандарты, преодолена изолированность образования от рынка труда.

Модернизация российской системы образования — это ответ на вызов времени, мировые тенденции развитая информационных сообществ.

Особенности развития обществ в современном мире выдвинули необходимость разработки и внедрения концепции непрерывного образования, т. е. образования, которое следовало бы за человеком всю жизнь, стало бы неотъемлемой частью его образа жизни. Непрерывность образования напрямую связана с быстрой сменой технологий, постоянной и возрастающей потребностью в новых знаниях.

Страницы: 1 2 3


Другие материалы:

Исследование проблем аномии в истории философской мысли
Дезорганизация, дисфункциональность основных социальных институтов, патология социальных связей, взаимодействий в современном российском обществе, которые выражаются, в частности, в несокращающемся числе случаев девиантного и делинквентно ...

Поддержка бедных слоев населения
В сфере социальной защиты населения особую значимость имеет проблема бедности. Бедность — это такое состояние материальной необеспеченности людей, при котором доходы отдельной семьи или отдельного человека не позволяют поддерживать потреб ...

Социально незащищенные группы населения Украины
К социально незащищенным слоям населения относятся: - престарелые граждане (лица, достигшие 70 лет); - инвалиды; - пенсионеры; - ветераны; - воины-интернационалисты; - дети; - учащиеся общеобразовательных учреждений; - студенты; ...