Народная педагогика и самобытное народное творчество
Страница 4

Социологическая информация » Социально-культурная деятельность » Народная педагогика и самобытное народное творчество

Проведенный анализ учебного материала, используемого в ряде альтернативных учебных заведений эстетического профиля, показывает, что он в значительной степени привносится из профессионального искусства, не отличается яркой самобытностью, слабо отражает национальные фольклорные традиции. Далеко не всегда этот материал отвечает в должной мере реальным музыкальным вкусам, потребностям и интересам детей.

Между тем по своему содержанию эти традиции располагают большими возможностями для эффективного воздействия на детей. Взятые в совокупности, они объективно ставят учащихся и педагогов перед необходимостью поиска и конструирования новых социальных взаимоотношений на базе общности интересов и увлечений. Идея непрерывности в освоении и использовании фольклора, народных традиций как средства допрофессионального образования основывается на преемственности коллективных усилий педагогов и родителей, на наиболее полном и эффективном использовании воспитательного потенциала национальных обрядов.

Происходящие в настоящее время процессы обновления социально-экономической и духовной сферы жизни общества требуют более взыскательно и критически подойти к отбору учебного репертуара, анализу, изучению и обобщению национальных музыкальных традиций, их утверждению и обогащению в учебном процессе.

Педагогически направленное освоение богатейших народных традиций позволит, по нашему мнению, разрешить многие проблемные ситуации, сложившиеся сегодня в музыкальной культуре, в частности отчуждение значительной массы подростков и молодежи от творчества за счет удовлетворения их музыкальных потребностей через восприятие так называемой кассетной музыки, преобладание репродуктивных методов и приемов в музыкальных коллективах.

В учебном процессе уместно и педагогически оправданно обобщение и широкое использование опыта проведения фестивалей, смотров и конкурсов. Такого рода мероприятия позволяют более комплексно, фундаментально решать задачу художественно-эстетического развития детей. Особенно плодотворен здесь тематический подход, когда тот или иной общешкольный праздник проводится под определенным девизом, привлекая население всего микрорайона, а не сводится к отчетным концертам и сборным программам. Поэтому каждый из педагогов и родителей может и должен умело и грамотно использовать народно-педагогический опыт и традиции как эффективное средство художественно-эстетического развития детей и подростков, духовного обогащения различных групп населении.

Детское творчество, в том числе и художественное, становится все более ориентированным на личность ребенка, его индивидуальные особенности и интересы. Это побуждает нас рассматривать каждого педагога школы русского фольклора как квалифицированного этнолога, занимающегося организацией отдыха и развлечений. На этом пути были утрачены традиции информационно-просветительной и воспитательной работы. В обстановке усиленной деидеологизации заглохла совершенно необходимая для любого общества деятельность по гражданскому формированию личности.

Таким образом, в сфере искусства и всей художественной жизни общества социально-культурную деятельность необходимо рассматривать как профессиональную и непрофессиональную, социально направленную, основанную на исторически присущих российскому обществу традициях гуманизма и милосердия деятельность отдельных индивидуумов и социальных групп по созданию, сохранению, распространению и освоению культурных ценностей.

Страницы: 1 2 3 4 


Другие материалы:

Статистико-математическая научная школа
В первой половине XIXв. возникло третье направление статистической науки – статистико-математическое. Особый вклад в это направление внёс бельгийский статистик Адольф Кетле. По правилам, разработанным А. Кетле, с середины XIXв. в развитых ...

Рэперы
Рэп (ритмическая скороговорка; англ. rap — легкий удар, стук) тесно связан с культурной традицией, восходящей к искусству африканских поэтов-проповедников (Griots), а также к принятым формам быстрого, ритмичного проговаривания текстов мол ...

Социальные особенности слоев российского общества
В 1993-1995 годах соотношение выделенных нами социальных слоев российского общества составляло 1:24:68:7. Это значит, что на верхний и средний слои, являющиеся главными двигателями реформ, приходилась четверть экономически активного насел ...