Народная педагогика и самобытное народное творчество
Страница 4

Социологическая информация » Социально-культурная деятельность » Народная педагогика и самобытное народное творчество

Проведенный анализ учебного материала, используемого в ряде альтернативных учебных заведений эстетического профиля, показывает, что он в значительной степени привносится из профессионального искусства, не отличается яркой самобытностью, слабо отражает национальные фольклорные традиции. Далеко не всегда этот материал отвечает в должной мере реальным музыкальным вкусам, потребностям и интересам детей.

Между тем по своему содержанию эти традиции располагают большими возможностями для эффективного воздействия на детей. Взятые в совокупности, они объективно ставят учащихся и педагогов перед необходимостью поиска и конструирования новых социальных взаимоотношений на базе общности интересов и увлечений. Идея непрерывности в освоении и использовании фольклора, народных традиций как средства допрофессионального образования основывается на преемственности коллективных усилий педагогов и родителей, на наиболее полном и эффективном использовании воспитательного потенциала национальных обрядов.

Происходящие в настоящее время процессы обновления социально-экономической и духовной сферы жизни общества требуют более взыскательно и критически подойти к отбору учебного репертуара, анализу, изучению и обобщению национальных музыкальных традиций, их утверждению и обогащению в учебном процессе.

Педагогически направленное освоение богатейших народных традиций позволит, по нашему мнению, разрешить многие проблемные ситуации, сложившиеся сегодня в музыкальной культуре, в частности отчуждение значительной массы подростков и молодежи от творчества за счет удовлетворения их музыкальных потребностей через восприятие так называемой кассетной музыки, преобладание репродуктивных методов и приемов в музыкальных коллективах.

В учебном процессе уместно и педагогически оправданно обобщение и широкое использование опыта проведения фестивалей, смотров и конкурсов. Такого рода мероприятия позволяют более комплексно, фундаментально решать задачу художественно-эстетического развития детей. Особенно плодотворен здесь тематический подход, когда тот или иной общешкольный праздник проводится под определенным девизом, привлекая население всего микрорайона, а не сводится к отчетным концертам и сборным программам. Поэтому каждый из педагогов и родителей может и должен умело и грамотно использовать народно-педагогический опыт и традиции как эффективное средство художественно-эстетического развития детей и подростков, духовного обогащения различных групп населении.

Детское творчество, в том числе и художественное, становится все более ориентированным на личность ребенка, его индивидуальные особенности и интересы. Это побуждает нас рассматривать каждого педагога школы русского фольклора как квалифицированного этнолога, занимающегося организацией отдыха и развлечений. На этом пути были утрачены традиции информационно-просветительной и воспитательной работы. В обстановке усиленной деидеологизации заглохла совершенно необходимая для любого общества деятельность по гражданскому формированию личности.

Таким образом, в сфере искусства и всей художественной жизни общества социально-культурную деятельность необходимо рассматривать как профессиональную и непрофессиональную, социально направленную, основанную на исторически присущих российскому обществу традициях гуманизма и милосердия деятельность отдельных индивидуумов и социальных групп по созданию, сохранению, распространению и освоению культурных ценностей.

Страницы: 1 2 3 4 


Другие материалы:

Глобальные проблемы современности и пути их решения
Глобальными проблемами называются проблемы, вставшие во второй половине ХХ века перед всем человечеством, от решения которых зависит его существование. Проблема предотвращения новой мировой войны. Создание ООН, главной целью которой было ...

Функции социальных конфликтов, их классификация
Рассматривая роль конфликта как неизбежного явления в раз­витии общества, можно выделить одну из его функций, которая состоит в разрядке психологической напряженности в отношениях противоборствующих сторон. Существование, так сказать, вых ...

Фактор низкой продолжительности жизни мужчин по сравнению с женщинами
Свою остроту сохраняет фактор низкой продолжительности жизни мужчин по сравнению с женщинами. Женщины живут дольше мужчин: в городах на 13,3 года, в сельской местности на 13,8 года. Постарение населения привело к четко выраженной половой ...