Теоретико-методологические основы социальной работы с детьми, нуждающимися в государственной помощи. Направления государственной защиты детей на современном этапе
Страница 4

Социологическая информация » Семейно-ориентированный подход в работе с детьми, нуждающимися в государственной защите » Теоретико-методологические основы социальной работы с детьми, нуждающимися в государственной помощи. Направления государственной защиты детей на современном этапе

Приоритетными направлениями государственной политики в соответствии с этим документом являются:

• улучшение условий жизнедеятельности детей;

• охрана здоровья и повышение качества медицинского обслуживания детей;

• развитие системы образования и воспитания детей, усиление ее социальной направленности;

• создание системы государственной поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах;

• совершенствование законодательной базы защиты прав детей[9].

В России на федеральном уровне сложился механизм формирования и реализации государственной социальной политики в области защиты прав и законных интересов детей, обеспечения их жизнедеятельности и развития.

Политика в интересах детей как неотъемлемая часть социальной политики государства, утвердившаяся на федеральном уровне, приобрела плановый характер, когда те или иные меры планируются заранее, а впоследствии неукоснительно выполняются.

Дальнейшее развитие социальной политики в интересах детей будет осуществляться в соответствии с Основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации на период до 2010 года.

Таким образом, планирование действий в интересах детей осуществляется на основе реализации принципа преемственности и с учетом макроэкономического контекста социально-экономического развития страны, которое создает базовые предпосылки для решения проблем детства[10].

Взаимодействие заинтересованных органов государственной и исполнительной власти, выработку единого подхода к решению проблем детства обеспечивают специально созданные структуры. При Правительстве работает Комиссия по координации работ, связанных с выполнением в Российской Федерации Конвенции о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

С целью координации деятельности министерств и ведомств в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов при Правительстве образована Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних.

В структуре Минтруда России работает Департамент по делам детей, женщин и семьи, на который возложены обязанности по организации социальной поддержки семьи, материнства и детства, координации совместных действий министерств и ведомств, участвующих в реализации государственной политики в отношении детей. Специальные подразделения, занимающиеся вопросами детства, имеются в министерствах образования, здравоохранения, внутренних дел, Государственном комитете по делам молодежи, Федеральной миграционной службе, других ведомствах. Аналогичные структуры созданы и в субъектах Российской Федерации.

Научные исследования по актуальным проблемам детства проводят институты РАН, РАМН, РАО, специализированные НИИ по проблемам семьи и детства, научно-исследовательские учреждения министерств и ведомств, вузы, научные центры регионов, неправительственные организации.

Важнейшая роль в осуществлении государственной политики в отношении детей и в частности Национального плана действий в интересах детей как среднесрочной стратегии, отводится реализации программно-целевого подхода. Разработка и выполнение федеральных, отраслевых и территориальных программ явились действенным механизмом решения проблем детства. Крупнейшей из них стала президентская программа «Дети России», осуществляемая с 1993 г. и получившая в 1994 г. статус президентской, благодаря чему приобрела поистине первостепенное значение. Программа включала 11 федеральных целевых программ: «Дети Севера», «Дети-сироты», «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Одаренные дети», «Безопасное материнство», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Развитие индустрии детского питания», «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Развитие всероссийских детских центров «Орленок» и «Океан»[11].

За короткий срок в условиях глубоких экономических и социально-культурных трансформаций сформированы современная, адекватная рыночным отношениям законодательная база государственной политики в отношении детей, принципиально новые институты и средства ее осуществления. В том числе созданы и динамично развиваются институты поддержки детей и семей с детьми, призванные предупреждать и разрешать проблемы социального неблагополучия; получили развитие различные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семейную среду; формируется система профилактики безнадзорности несовершеннолетних; создаются условия для социальной адаптации и реабилитации детей-инвалидов. Реализация программных мероприятий способствовала проявлению ряда положительных тенденций, в том числе снижения материнской и младенческой смертности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другие материалы:

Поддержка бедных слоев населения
В сфере социальной защиты населения особую значимость имеет проблема бедности. Бедность — это такое состояние материальной необеспеченности людей, при котором доходы отдельной семьи или отдельного человека не позволяют поддерживать потреб ...

Оценка качества общественного здоровья
Проблемы качества здоровья населения различных стран постоянно находятся в центре внимания ученых и политиков во всем мире. Во Всеобщей декларации прав человека, принятой Организацией Объединенных Наций в 1948 г., было записано, что «кажд ...

История международного женского движения: причины возникновения и основные этапы развития.
Движение женщин за свои права возникает относительно поздно. “Впервые идеи феминизма были изложены О. де Гуж в "Декларации прав женщины и гражданки" (1792) и в книге Т. фон Гиппеля "Об улучшении гражданских прав женщин&quo ...