Теоретико-методологические основы социальной работы с детьми, нуждающимися в государственной помощи. Направления государственной защиты детей на современном этапе
Страница 4

Социологическая информация » Семейно-ориентированный подход в работе с детьми, нуждающимися в государственной защите » Теоретико-методологические основы социальной работы с детьми, нуждающимися в государственной помощи. Направления государственной защиты детей на современном этапе

Приоритетными направлениями государственной политики в соответствии с этим документом являются:

• улучшение условий жизнедеятельности детей;

• охрана здоровья и повышение качества медицинского обслуживания детей;

• развитие системы образования и воспитания детей, усиление ее социальной направленности;

• создание системы государственной поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах;

• совершенствование законодательной базы защиты прав детей[9].

В России на федеральном уровне сложился механизм формирования и реализации государственной социальной политики в области защиты прав и законных интересов детей, обеспечения их жизнедеятельности и развития.

Политика в интересах детей как неотъемлемая часть социальной политики государства, утвердившаяся на федеральном уровне, приобрела плановый характер, когда те или иные меры планируются заранее, а впоследствии неукоснительно выполняются.

Дальнейшее развитие социальной политики в интересах детей будет осуществляться в соответствии с Основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации на период до 2010 года.

Таким образом, планирование действий в интересах детей осуществляется на основе реализации принципа преемственности и с учетом макроэкономического контекста социально-экономического развития страны, которое создает базовые предпосылки для решения проблем детства[10].

Взаимодействие заинтересованных органов государственной и исполнительной власти, выработку единого подхода к решению проблем детства обеспечивают специально созданные структуры. При Правительстве работает Комиссия по координации работ, связанных с выполнением в Российской Федерации Конвенции о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

С целью координации деятельности министерств и ведомств в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов при Правительстве образована Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних.

В структуре Минтруда России работает Департамент по делам детей, женщин и семьи, на который возложены обязанности по организации социальной поддержки семьи, материнства и детства, координации совместных действий министерств и ведомств, участвующих в реализации государственной политики в отношении детей. Специальные подразделения, занимающиеся вопросами детства, имеются в министерствах образования, здравоохранения, внутренних дел, Государственном комитете по делам молодежи, Федеральной миграционной службе, других ведомствах. Аналогичные структуры созданы и в субъектах Российской Федерации.

Научные исследования по актуальным проблемам детства проводят институты РАН, РАМН, РАО, специализированные НИИ по проблемам семьи и детства, научно-исследовательские учреждения министерств и ведомств, вузы, научные центры регионов, неправительственные организации.

Важнейшая роль в осуществлении государственной политики в отношении детей и в частности Национального плана действий в интересах детей как среднесрочной стратегии, отводится реализации программно-целевого подхода. Разработка и выполнение федеральных, отраслевых и территориальных программ явились действенным механизмом решения проблем детства. Крупнейшей из них стала президентская программа «Дети России», осуществляемая с 1993 г. и получившая в 1994 г. статус президентской, благодаря чему приобрела поистине первостепенное значение. Программа включала 11 федеральных целевых программ: «Дети Севера», «Дети-сироты», «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Одаренные дети», «Безопасное материнство», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Развитие индустрии детского питания», «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Развитие всероссийских детских центров «Орленок» и «Океан»[11].

За короткий срок в условиях глубоких экономических и социально-культурных трансформаций сформированы современная, адекватная рыночным отношениям законодательная база государственной политики в отношении детей, принципиально новые институты и средства ее осуществления. В том числе созданы и динамично развиваются институты поддержки детей и семей с детьми, призванные предупреждать и разрешать проблемы социального неблагополучия; получили развитие различные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семейную среду; формируется система профилактики безнадзорности несовершеннолетних; создаются условия для социальной адаптации и реабилитации детей-инвалидов. Реализация программных мероприятий способствовала проявлению ряда положительных тенденций, в том числе снижения материнской и младенческой смертности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другие материалы:

Объективные и субъективные противоречия
Возникновение конфликта обычно обусловлено теми или иными объективными причинами, способствовавшими столкновению интересов социальных субъектов. Например, конфликт между двумя мужчинами, любящими одну женщину, или столкновение транспортны ...

Контент - анализ
Стремление преодолеть субъективность традиционного анализа породило разработку принципиально иного, формализованного (количественного) метода анализа документов, или контент-анализа, как иногда называют этот метод. Контент-анализ, или на ...

Формы межнационального культурного сотрудничества
Этнонаправленные тех юлогии, воплощающие в себе менталитет и традиции каждого .арода, выступают в качестве мощного инструмента межнационального культурного обмена и сотрудничества. В этом плане велика роль ЮНЕСКО и других международных ор ...