Инструментарий изучения отношения молодых жителей г. Красный Кут к гражданскому браку
Страница 5

Социологическая информация » Отношение молодежи к гражданскому браку на примере г. Красный Кут » Инструментарий изучения отношения молодых жителей г. Красный Кут к гражданскому браку

Исходя из задач исследования, нужно отметить, что информированность молодежи о незарегистрированных формах брака можно интерпретировать как наличие определенных знаний, представлений о данном явлении. Причем наличие у субъекта достоверных сведений об объекте будет свидетельствовать о высокой степени информированности (свыше 50 % правильных ответов). При наличии недостоверных сведений или совершенном отсутствии сведений об объекте можно говорить о низкой степени информированности (ниже 50% правильных ответов).

В нашем исследовании применялся традиционный метод сбора информации, а именно выборочный опрос. Наиболее распространенный в практике прикладной социологии вид опроса – анкетирование. Анкетирование широко применяется для получения информации о фактическом положении вещей в изучаемой области, о мнениях, интересах и мотивах деятельности опрашиваемых. В нашем случае анкетирование проводилось по месту жительства. На сегодняшний день анкетный опрос считается одним из наиболее оперативных способов сбора первичной социологической информации.

В социологическом исследовании нередко объектом исследования являются массовые явления или большие социальные группы: молодежь, учащиеся, рабочие, предприниматели. Организационные, финансовые трудности, как правило, не позволяют опросить всех. Поэтому в каждом исследовании (в том числе и нашем) перед социологом стоит проблема выборки, т.е. определение такой части общей совокупности, опрос которой будет достаточным для получения достоверной информации.

Выборка основана на законе вероятности (при достаточно большом повторении того или иного явления, отдельные случайные признаки или параметры нивелируются и на первый план выходят закономерности). Выборка репрезентативная, т.е. отражает значимые основные характеристики генеральной совокупности, являются ее моделью. На репрезентативность выборки влияют: размер (если выборка слишком мала, она не может представить все необходимые характеристики населения в достаточном объеме, но большая выборка не всегда гарантирует полную репрезентативность); отбор - наиболее важный фактор обеспечения репрезентативности. Выборка является репрезентативной, если в ней представлены все признаки генеральной совокупности. Выборочная совокупность - это доля общего числа генеральной совокупности, обладающая всеми характеристиками людей, включенных в общую совокупность.

При составлении выборки мы использовали стратификационный подход, который предполагает выделения в генеральной совокупности групп, в которых подвижность изучаемых признаков внутри группы меньше, чем между группами. Принадлежность к той или иной группе определяется на основе выделения ряда критериев (уровень дохода, профессия и т.п.). Существует три основных варианта отбора респондентов:

· «самооценочный» метод (метод «социальной идентификации», когда социолог предоставляет право респонденту отнести самого себя к некой условной шкале социального состава населения);

· метод «оценки репутации», при котором опрашиваемому предлагают выступить в качестве эксперта, определяя статус тех или иных социальных категорий населения;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Другие материалы:

Медико-экологический прогноз на 2010 г.
Медико-экологический прогноз разработан на основе одного из важнейших показателей общественного здоровья – оценки ожидаемой продолжительности жизни населения страны и ее регионов, а также тенденций смертности населения от отдельных причин ...

Римский клуб и его роль в исследовании социального прогнозирования
Римский клуб, получивший название по месту своей штаб-квартиры, был создан в 1968 г. по инициативе А. Печчеи, итальянского промышленника, члена правления фирм “Оливетти” и “Фиат”, председателя Комитета Атлантической экономической кооперац ...

Н. И. Кареев в истории социологии
Николай Иванович Кареев (1850 – 1931) – выда­ющийся российский историк и социолог, обще­ственный деятель, педагог, «пионер русской социологии» (М. М. Ковалевский). Родился в Москве, в обедневшей дворянской семье. Окончил историко-филологи ...