Отношение молодежи к гражданскому браку на примере г. Красный Кут
Актуальность проблемы исследования связана с изменениями, происходящими на протяжении всего ХХ столетия в сфере брачно-семейных отношений. Эти изменения фиксируются показателями демографической статистики, такими как: снижение показателей рождаемости, увеличение частоты разводов и снижение уровня брачности, нуклеаризация семьи, уменьшение числа детей в семье, рост альтернативных семейных форм, в том числе незарегистрированных браков и неполных семей, и, наконец, повышение коэффициента внебрачной рождаемости.
Изменения в сфере брачно-семейных отношений связаны с фундаментальной трансформацией системы ценностных ориентаций и социально-психологических предпочтений индивида, с ростом индивидуализации, с размыванием системы поведенческих норм в данной сфере. Выдвигается предположение о том, что трансформацию переживает сама культурная модель сексуального партнерства и парных союзов, в основе которой лежит кардинальное изменение семейных ценностей. Этому способствует ряд социальных предпосылок, имеющих общемировой масштаб, а именно: смешение традиционного распределения гендерных ролей как в семье, так и вне ее; развитие рыночных отношений, рационализация всех сфер жизнедеятельности общества, и, как следствие, увеличение роли материальных благ в общественных отношениях; «выход» женщины из семьи на рынок труда, ослабление ее экономической зависимости от мужчин и рост притязаний к будущему супругу. Это приводит к тому, что утрачивается традиционная монополия на брачный выбор, усложняется поиск партнера, растет автономия от социальных общностей, «усиливаются гендерные и межпоколенческие конфликты, что обуславливает дистанцирование обоих полов от каких-либо брачно-семейных зависимостей».[1]
Такие социальные предпосылки, объективно возникшие на современном этапе развития общества, позволяют констатировать, что трансформация брачно-семейных отношений имеет устойчивый характер и отражает независимость института семьи от сиюминутных, конъюнктурных проблем, переживаемых обществом.
Специфика России состоит в более позднем, по сравнению с большинством стран Европы, переходе к современной модели семьи. Для России также актуальна интенсивная и фундаментальная трансформация общества на уровне ценностей, которая не могла не сказаться на брачном и репродуктивном поведении населения страны. Существенными факторами распространения неформальных семейных отношений в нашей стране являются негативные последствия социально-экономического кризиса в связи с переходом к рыночной экономике в начале 1990-х годов: потери гарантий занятости и минимальной зарплаты, распад централизованной системы обеспечения жильем[2], либерализация общественной жизни в целом, в том числе мода на «бойфрендизм».[3]
В настоящее время многообразие брачно-семейных форм становится элементом современной семейной системы большинства стран мира, в том числе и России. Среди всего многообразия этих форм незарегистрированный брак является наиболее распространенной и социально одобряемой моделью организации семейной жизни, ввиду большого сходства с зарегистрированным браком.[4] В нашем понимании, гражданский брак - это семейные отношения без официальной регистрации брака. На самом деле, это неверное толкование понятия гражданского брака, который является вполне официальным, альтернативным церковному браку, семейным союзом. А супружеские отношения без регистрации называются сожительством, хоть это слово в нашем языке и имеет обычно негативное значение.
Слова "сожительство", "партнер", "интимные отношения" в русском языке имеют явный привкус непристойности или протокола: фактически, о близких личных отношениях можно говорить либо эвфемизмами, либо оскорбительными клише. Культура, впрочем, изобрела термины "гражданский брак" (обозначающий отношения при совместном проживании двух людей) и "гостевой брак" (обозначающий отношения, при которых у пары отсутствует общий кров, общее хозяйство). Интересна попытка тем самым легитимировать, осмыслить любые сексуальные союзы через отождествление их с браком, но не сами по себе – любопытный показатель уровня ханжества культуры.
В дальнейшем именно выражение «незарегистрированный брак» будет использоваться в курсовом исследовании для обозначения отношений, альтернативных браку.
В периоды социальных кризисов незарегистрированный брак приобретает характер неформальной социальной нормы, что ведет к массовому распространению незарегистрированных отношений как явления.[5]
В России явление незарегистрированного брака не имеет такого массового распространения, как, например, в США и странах Европы, однако уже обладает всеми признаками социального феномена.
О социальной значимости и своеобразной форме признания в российском обществе существования незарегистрированных союзов косвенно свидетельствует тот факт, что впервые в бланки всероссийской переписи 2002 г., как ответ на вопрос о брачном состоянии населения, был включен вариант «состою в незарегистрированном браке». По данным Всероссийской переписи 2002 г. в незарегистрированном браке состояли 11% взрослого населения, при этом незарегистрированные союзы зафиксированы не только среди молодого населения, но и в более старших возрастных когортах.
Проблемная ситуация заключается в том, что масштабное проявление незарегистрированного брака размывает границы традиционных норм брака и семьи; диктует новые принципы формирования брачно-семейных отношений, которые проявляются как на институциональном уровне жизнедеятельности общества (затрагивая институты семьи и брака, влекущие за собой изменения в сфере юриспруденции, семейной политики и т.д.), так и на индивидуальном уровне, изменяя структуры ценностных ориентаций индивида, его поведения и принципы взаимодействия мужчины и женщины. Актуальность семейной проблематики для России подтверждается тем, что 2008 год был объявлен в России Годом семьи и был призван объединить усилия государства, общества и бизнеса вокруг важнейших вопросов укрепления авторитета и поддержки института семьи, базовых семейных ценностей.
Незарегистрированный брак, как и любой другой вид брака, обладает механизмами формирования брачно-семейных отношений, которые определяются как институциональными характеристиками незарегистрированного брака, так и социальными ожиданиями и установками партнеров, вступающих в незарегистрированные отношения. В большинстве случаев он включает ряд характеристик, основанных на традиционном виде брака: совместное проживание и ведение хозяйства, объединение финансов и т.д. В то же время незарегистрированный брак обладает своей спецификой, и отличается от зарегистрированного брака по целому ряду параметров, включая институциональность, легитимность, степень материальной и психологической безопасности, привязанность, ответственность партнеров за воспитание детей и друг перед другом и т.д.
Отношения в незарегистрированном браке могут быть в большей или меньшей степени приближены к традиционному браку. Однако, будучи менее институализированной формой брачно-семейных отношений, незарегистрированный брак позволяет партнерам моделировать свои отношения в зависимости от собственных ценностных ориентаций и социальных установок. Экономическая нестабильность в обществе, официально не сформулированное отношение государства к незарегистрированному браку, плюрализм мнений относительно организации семейной жизни влияют на возникновение противоречивого к нему отношения. По этой причине незарегистрированные браки неоднородны, следовательно, можно говорить о различных типах незарегистрированных браков, о многообразных отношениях между партнерами, и о различном влиянии этой формы брачно-семейных отношений на всю систему брачно-семейных институтов.
Сложность определения социального статуса незарегистрированных браков в России (т.е. того, насколько такая организация семейной жизни замещает традиционные семейные функции, вытесняет или, наоборот, укрепляет семью) связана также с отсутствием достаточно обоснованного теоретического и эмпирического осмысления этой проблемы в российской социологии. Новизна исследуемой проблемы свидетельствует о ее актуальности в научном плане, что обуславливает объективную необходимость анализа незарегистрированных союзов как с точки зрения формируемых в них брачно-семейных отношений, так и функций, которые они выполняют на современном общественном и индивидуальном уровне.
Проблема отношений в незарегистрированном браке не только актуальна и социально значима, но и отличается новизной и сложностью, как в теоретическом, так и в практическом отношении.
Степень научной разработанности проблемы. Брачно-семейные отношения как одна из наиболее значимых сфер функционирования общества изучалась многими исследователями в области социологии и смежных с ней науках. Специфика социологического подхода к анализу брачно-семейных отношений заключается в том, что семья и брак анализируются с точки зрения функционирования как подсистемы общества, фокусируя внимание на совместной жизнедеятельности членов семьи, т.е. на семейном образе жизни.
Основатели социологической теории и ее классики (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер) не исследовали специально институт семьи и брака, но то наследие, которое они оставили в виде общесоциологических теорий, является фундаментом исследования любой проблемы, сущностные характеристики и понятийный аппарат которого применимы к анализу современного уровня проявления проблемы. Со второй половины XIX проблемам семьи и брака уделяется больше внимания: огромное значение до сих пор имеют работы М. Ковалевского, П. Сорокина, Л. Моргана, Ф.K. Пле, Ф. Энгельса.
Непосредственно вопросы брака и семьи в настоящее время разрабатываются преимущественно в рамках специальной социологической теории – социологии семьи. Выделение ее в самостоятельную отрасль социологического научного знания происходит в 60-е – 80-е годы XX века. Ко второй половине двадцатого столетия был накоплен значительный эмпирический материал по семейной проблематике, требующий теоретического осмысления и обобщения. В это время за рубежом предпринимаются серьезные попытки к созданию специальной социологической теории семьи. Интерес представляют работы зарубежных авторов Э. Гидденса, В. Гуда, Т. Парсонса, Л. Русселя, Д. Попеное и др.
Формирование социологии семьи в нашей стране связано с именем А.Г. Харчева. Его концепция семьи как института и социальной группы, сформулированная в рамках структурно-функциональной парадигмы, господствовала до середины 80-х – начала 90-х годов XX века.
Изменение политической ситуации в России способствовало пересмотру основных парадигм в рамках социологии семьи. Изменения в сфере брачно-семейных отношений, зафиксированные П. Сорокиным еще в начале ХХ века, послужили толчком для формирования сегодня двух методологических подходов.
Современное состояние семьи и брака рассматривается одними исследователями с позиции кризиса моногамной семьи (А.И. Антонов, В.М. Медков, М.Ю. Арутюнян, А.В. Артюхов, В.М. Целуйко, И.Ю. Шилов и др.), а другими – с позиции трансформации социальных семейных структур (И.С. Голод, А.Г. Вишневский, А.Р. Михеева, А.А. Клёцин, Т.А. Гурко).
Тематика современных социологических исследований, посвященных брачно-семейных отношениям, разнообразна. Формы брака и семьи в историческом контексте анализируются в работах С.И. Голода, А.Б. Любимовой и др.
Функционирование семьи как социального института, проблемы рождаемости, социализации рассмотрены в работах А.И. Антонова, В.М. Медкова, М.С. Мацковского, проблемам современной семьи и семейной политики посвящены монографии и статьи З.Х. Саралиевой, Т.А. Свадьбиной, В.В. Солодникова, Р.Г. Стронгина, Н.Р. Стронгиной, Т.В. Шеляг и др.
К настоящему моменту довольно подробно исследована содержательная сторона брачно-семейных отношений. Проблема устойчивости брака и стабильности семьи освещена в работах В.А. Сысенко, И.С. Голода, Т.А. Гурко, З.А. Янкова, Н.П. Поливаевой (психологические факторы стабильности отношений); Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозман, Н.Н. Обозова (супружеская совместимость) и многие др.. В поле зрения современных исследователей находится проблематика ролевых функций и отношений мужчин и женщин (О.М. Здравомыслова, М.Ю. Арутюнян, М.Г. Горлач), конфликтов в сфере брачно-семейных отношений и насилия в семье (Т.А. Вахмянина, В.А. Сысенко, М.П. Писхлакова, С.С. Седельников), семейных ценностей и супружеских ориентаций. Для нашего исследования в первую очередь важны работы, посвященные современным семейным формам, в том числе альтернативным семейным отношениям. Эта проблематика анализируется в работах Т.А. Гурко, И.С. Кона, C.И. Голода, А.А. Клёцина, А.Р. Михеевой, В. Станкунене и др..
Что касается исследований брачно-семейных отношений непосредственно в незарегистрированных браках, то для отечественной социологии характерен определенный пробел в изучении различных аспектов незарегистрированных отношений, хотя уже сделаны попытки его преодолеть. В этом смысле стоит отметить работы Л.В. Карцевой, Т.А. Долбик-Воробей, Т.А. Богдановой, А.С. Щукиной, Е.Ю. Егоровой, Ю.М. Черепухина, Е. Вовк, а также работы А.Р. Михеевой, и Я.В. Беляевой в которых более полно исследованы вопросы незарегистрированных союзов, в том числе динамика распространения и отношения к ним. В зарубежной литературе, напротив, по данной тематике достаточно много работ, причем как теоретических, так и практических.
Таким образом, анализ литературы свидетельствует о возрастании научного интереса как к семейной проблематике в целом, так и к последствиям распространения различных форм брачно-семейных отношений, в первую очередь незарегистрированных браков. Вместе с тем, практически отсутствуют работы, связанные с анализом специфики формирования брачно-семейных отношений в незарегистрированных союзах, определению их социального смысла и функций по отношению к обществу.
- Инструментарий изучения отношения молодых жителей г. Красный Кут к гражданскому браку
- Основные особенности отношения молодежи г. Красный Кут к гражданскому браку
- Факторы, влияющие на представления краснокутской молодежи о гражданском браке
- Заключение
- Приложения
Другие материалы:
Стратегии социального исследования. Типы
исследовательских стратегий
Слово «стратегия» произошло от греческого strategos, «искусство генерала». Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление исследования. Выделяют следующие тип ...
Дети-сироты как объект социальной работы и программа
адаптации детей-сирот
Проблема сиротства становится одной их актуальнейших проблем современного российского общества.
Среди категорий населения, нуждающихся в особой общественно-государственной заботе, особое место занимают дети-сироты и дети, оставшиеся без ...
Основное содержание работы социального педагога с детьми-сиротами
К числу детей-сирот относятся те, у которых умерли оба или единственный родитель. К числу детей, оставшихся без попечения родителей, относятся те, кто остался без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родител ...