Отношение молодежи к гражданскому браку на примере г. Красный Кут

Социологическая информация » Отношение молодежи к гражданскому браку на примере г. Красный Кут

Актуальность проблемы исследования связана с изменениями, происходящими на протяжении всего ХХ столетия в сфере брачно-семейных отношений. Эти изменения фиксируются показателями демографической статистики, такими как: снижение показателей рождаемости, увеличение частоты разводов и снижение уровня брачности, нуклеаризация семьи, уменьшение числа детей в семье, рост альтернативных семейных форм, в том числе незарегистрированных браков и неполных семей, и, наконец, повышение коэффициента внебрачной рождаемости.

Изменения в сфере брачно-семейных отношений связаны с фундаментальной трансформацией системы ценностных ориентаций и социально-психологических предпочтений индивида, с ростом индивидуализации, с размыванием системы поведенческих норм в данной сфере. Выдвигается предположение о том, что трансформацию переживает сама культурная модель сексуального партнерства и парных союзов, в основе которой лежит кардинальное изменение семейных ценностей. Этому способствует ряд социальных предпосылок, имеющих общемировой масштаб, а именно: смешение традиционного распределения гендерных ролей как в семье, так и вне ее; развитие рыночных отношений, рационализация всех сфер жизнедеятельности общества, и, как следствие, увеличение роли материальных благ в общественных отношениях; «выход» женщины из семьи на рынок труда, ослабление ее экономической зависимости от мужчин и рост притязаний к будущему супругу. Это приводит к тому, что утрачивается традиционная монополия на брачный выбор, усложняется поиск партнера, растет автономия от социальных общностей, «усиливаются гендерные и межпоколенческие конфликты, что обуславливает дистанцирование обоих полов от каких-либо брачно-семейных зависимостей».[1]

Такие социальные предпосылки, объективно возникшие на современном этапе развития общества, позволяют констатировать, что трансформация брачно-семейных отношений имеет устойчивый характер и отражает независимость института семьи от сиюминутных, конъюнктурных проблем, переживаемых обществом.

Специфика России состоит в более позднем, по сравнению с большинством стран Европы, переходе к современной модели семьи. Для России также актуальна интенсивная и фундаментальная трансформация общества на уровне ценностей, которая не могла не сказаться на брачном и репродуктивном поведении населения страны. Существенными факторами распространения неформальных семейных отношений в нашей стране являются негативные последствия социально-экономического кризиса в связи с переходом к рыночной экономике в начале 1990-х годов: потери гарантий занятости и минимальной зарплаты, распад централизованной системы обеспечения жильем[2], либерализация общественной жизни в целом, в том числе мода на «бойфрендизм».[3]

В настоящее время многообразие брачно-семейных форм становится элементом современной семейной системы большинства стран мира, в том числе и России. Среди всего многообразия этих форм незарегистрированный брак является наиболее распространенной и социально одобряемой моделью организации семейной жизни, ввиду большого сходства с зарегистрированным браком.[4] В нашем понимании, гражданский брак - это семейные отношения без официальной регистрации брака. На самом деле, это неверное толкование понятия гражданского брака, который является вполне официальным, альтернативным церковному браку, семейным союзом. А супружеские отношения без регистрации называются сожительством, хоть это слово в нашем языке и имеет обычно негативное значение.

Слова "сожительство", "партнер", "интимные отношения" в русском языке имеют явный привкус непристойности или протокола: фактически, о близких личных отношениях можно говорить либо эвфемизмами, либо оскорбительными клише. Культура, впрочем, изобрела термины "гражданский брак" (обозначающий отношения при совместном проживании двух людей) и "гостевой брак" (обозначающий отношения, при которых у пары отсутствует общий кров, общее хозяйство). Интересна попытка тем самым легитимировать, осмыслить любые сексуальные союзы через отождествление их с браком, но не сами по себе – любопытный показатель уровня ханжества культуры.

В дальнейшем именно выражение «незарегистрированный брак» будет использоваться в курсовом исследовании для обозначения отношений, альтернативных браку.

В периоды социальных кризисов незарегистрированный брак приобретает характер неформальной социальной нормы, что ведет к массовому распространению незарегистрированных отношений как явления.[5]

В России явление незарегистрированного брака не имеет такого массового распространения, как, например, в США и странах Европы, однако уже обладает всеми признаками социального феномена.

О социальной значимости и своеобразной форме признания в российском обществе существования незарегистрированных союзов косвенно свидетельствует тот факт, что впервые в бланки всероссийской переписи 2002 г., как ответ на вопрос о брачном состоянии населения, был включен вариант «состою в незарегистрированном браке». По данным Всероссийской переписи 2002 г. в незарегистрированном браке состояли 11% взрослого населения, при этом незарегистрированные союзы зафиксированы не только среди молодого населения, но и в более старших возрастных когортах.

Проблемная ситуация заключается в том, что масштабное проявление незарегистрированного брака размывает границы традиционных норм брака и семьи; диктует новые принципы формирования брачно-семейных отношений, которые проявляются как на институциональном уровне жизнедеятельности общества (затрагивая институты семьи и брака, влекущие за собой изменения в сфере юриспруденции, семейной политики и т.д.), так и на индивидуальном уровне, изменяя структуры ценностных ориентаций индивида, его поведения и принципы взаимодействия мужчины и женщины. Актуальность семейной проблематики для России подтверждается тем, что 2008 год был объявлен в России Годом семьи и был призван объединить усилия государства, общества и бизнеса вокруг важнейших вопросов укрепления авторитета и поддержки института семьи, базовых семейных ценностей.

Незарегистрированный брак, как и любой другой вид брака, обладает механизмами формирования брачно-семейных отношений, которые определяются как институциональными характеристиками незарегистрированного брака, так и социальными ожиданиями и установками партнеров, вступающих в незарегистрированные отношения. В большинстве случаев он включает ряд характеристик, основанных на традиционном виде брака: совместное проживание и ведение хозяйства, объединение финансов и т.д. В то же время незарегистрированный брак обладает своей спецификой, и отличается от зарегистрированного брака по целому ряду параметров, включая институциональность, легитимность, степень материальной и психологической безопасности, привязанность, ответственность партнеров за воспитание детей и друг перед другом и т.д.

Отношения в незарегистрированном браке могут быть в большей или меньшей степени приближены к традиционному браку. Однако, будучи менее институализированной формой брачно-семейных отношений, незарегистрированный брак позволяет партнерам моделировать свои отношения в зависимости от собственных ценностных ориентаций и социальных установок. Экономическая нестабильность в обществе, официально не сформулированное отношение государства к незарегистрированному браку, плюрализм мнений относительно организации семейной жизни влияют на возникновение противоречивого к нему отношения. По этой причине незарегистрированные браки неоднородны, следовательно, можно говорить о различных типах незарегистрированных браков, о многообразных отношениях между партнерами, и о различном влиянии этой формы брачно-семейных отношений на всю систему брачно-семейных институтов.

Сложность определения социального статуса незарегистрированных браков в России (т.е. того, насколько такая организация семейной жизни замещает традиционные семейные функции, вытесняет или, наоборот, укрепляет семью) связана также с отсутствием достаточно обоснованного теоретического и эмпирического осмысления этой проблемы в российской социологии. Новизна исследуемой проблемы свидетельствует о ее актуальности в научном плане, что обуславливает объективную необходимость анализа незарегистрированных союзов как с точки зрения формируемых в них брачно-семейных отношений, так и функций, которые они выполняют на современном общественном и индивидуальном уровне.

Проблема отношений в незарегистрированном браке не только актуальна и социально значима, но и отличается новизной и сложностью, как в теоретическом, так и в практическом отношении.

Степень научной разработанности проблемы. Брачно-семейные отношения как одна из наиболее значимых сфер функционирования общества изучалась многими исследователями в области социологии и смежных с ней науках. Специфика социологического подхода к анализу брачно-семейных отношений заключается в том, что семья и брак анализируются с точки зрения функционирования как подсистемы общества, фокусируя внимание на совместной жизнедеятельности членов семьи, т.е. на семейном образе жизни.

Основатели социологической теории и ее классики (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер) не исследовали специально институт семьи и брака, но то наследие, которое они оставили в виде общесоциологических теорий, является фундаментом исследования любой проблемы, сущностные характеристики и понятийный аппарат которого применимы к анализу современного уровня проявления проблемы. Со второй половины XIX проблемам семьи и брака уделяется больше внимания: огромное значение до сих пор имеют работы М. Ковалевского, П. Сорокина, Л. Моргана, Ф.K. Пле, Ф. Энгельса.

Непосредственно вопросы брака и семьи в настоящее время разрабатываются преимущественно в рамках специальной социологической теории – социологии семьи. Выделение ее в самостоятельную отрасль социологического научного знания происходит в 60-е – 80-е годы XX века. Ко второй половине двадцатого столетия был накоплен значительный эмпирический материал по семейной проблематике, требующий теоретического осмысления и обобщения. В это время за рубежом предпринимаются серьезные попытки к созданию специальной социологической теории семьи. Интерес представляют работы зарубежных авторов Э. Гидденса, В. Гуда, Т. Парсонса, Л. Русселя, Д. Попеное и др.

Формирование социологии семьи в нашей стране связано с именем А.Г. Харчева. Его концепция семьи как института и социальной группы, сформулированная в рамках структурно-функциональной парадигмы, господствовала до середины 80-х – начала 90-х годов XX века.

Изменение политической ситуации в России способствовало пересмотру основных парадигм в рамках социологии семьи. Изменения в сфере брачно-семейных отношений, зафиксированные П. Сорокиным еще в начале ХХ века, послужили толчком для формирования сегодня двух методологических подходов.

Современное состояние семьи и брака рассматривается одними исследователями с позиции кризиса моногамной семьи (А.И. Антонов, В.М. Медков, М.Ю. Арутюнян, А.В. Артюхов, В.М. Целуйко, И.Ю. Шилов и др.), а другими – с позиции трансформации социальных семейных структур (И.С. Голод, А.Г. Вишневский, А.Р. Михеева, А.А. Клёцин, Т.А. Гурко).

Тематика современных социологических исследований, посвященных брачно-семейных отношениям, разнообразна. Формы брака и семьи в историческом контексте анализируются в работах С.И. Голода, А.Б. Любимовой и др.

Функционирование семьи как социального института, проблемы рождаемости, социализации рассмотрены в работах А.И. Антонова, В.М. Медкова, М.С. Мацковского, проблемам современной семьи и семейной политики посвящены монографии и статьи З.Х. Саралиевой, Т.А. Свадьбиной, В.В. Солодникова, Р.Г. Стронгина, Н.Р. Стронгиной, Т.В. Шеляг и др.

К настоящему моменту довольно подробно исследована содержательная сторона брачно-семейных отношений. Проблема устойчивости брака и стабильности семьи освещена в работах В.А. Сысенко, И.С. Голода, Т.А. Гурко, З.А. Янкова, Н.П. Поливаевой (психологические факторы стабильности отношений); Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозман, Н.Н. Обозова (супружеская совместимость) и многие др.. В поле зрения современных исследователей находится проблематика ролевых функций и отношений мужчин и женщин (О.М. Здравомыслова, М.Ю. Арутюнян, М.Г. Горлач), конфликтов в сфере брачно-семейных отношений и насилия в семье (Т.А. Вахмянина, В.А. Сысенко, М.П. Писхлакова, С.С. Седельников), семейных ценностей и супружеских ориентаций. Для нашего исследования в первую очередь важны работы, посвященные современным семейным формам, в том числе альтернативным семейным отношениям. Эта проблематика анализируется в работах Т.А. Гурко, И.С. Кона, C.И. Голода, А.А. Клёцина, А.Р. Михеевой, В. Станкунене и др..

Что касается исследований брачно-семейных отношений непосредственно в незарегистрированных браках, то для отечественной социологии характерен определенный пробел в изучении различных аспектов незарегистрированных отношений, хотя уже сделаны попытки его преодолеть. В этом смысле стоит отметить работы Л.В. Карцевой, Т.А. Долбик-Воробей, Т.А. Богдановой, А.С. Щукиной, Е.Ю. Егоровой, Ю.М. Черепухина, Е. Вовк, а также работы А.Р. Михеевой, и Я.В. Беляевой в которых более полно исследованы вопросы незарегистрированных союзов, в том числе динамика распространения и отношения к ним. В зарубежной литературе, напротив, по данной тематике достаточно много работ, причем как теоретических, так и практических.

Таким образом, анализ литературы свидетельствует о возрастании научного интереса как к семейной проблематике в целом, так и к последствиям распространения различных форм брачно-семейных отношений, в первую очередь незарегистрированных браков. Вместе с тем, практически отсутствуют работы, связанные с анализом специфики формирования брачно-семейных отношений в незарегистрированных союзах, определению их социального смысла и функций по отношению к обществу.


Другие материалы:

Рекламно-информационное обеспечение
Достаточно широко потенциальные возможности мультимедиа и массмедиа раскрываются в рекламных технологиях. По данным социологических служб, к наиболее эффективным рекламно-информационным источникам и носителям рекламы относятся: выставки ...

Содержание понятий: человек, индивид, индивидуальность, личность
Особое место в социальной структуре общества занимает человек как основной, изначальный элемент этой структуры, без которого нет и быть не может ни социальных действий, связей и взаимодействий, ни социальных отношений, общностей и групп, ...

Духовные учебные заведения.
История духовно-учебных заведений в значении рассадников для приготовления образованных пастырей церкви долгое время сливается с историей общего народного образования в России. Из школ церковно-приходских и монастырских, бывших главными ц ...