Применение семейно-ориентированного подхода в организациях социального обслуживания детей в Томской области
Страница 9

Социологическая информация » Семейно-ориентированный подход в работе с детьми, нуждающимися в государственной защите » Применение семейно-ориентированного подхода в организациях социального обслуживания детей в Томской области

Оказалось непросто придумать темы для родительских встреч, которые были бы интересны и безопасны для родителей группы риска, выбрать методы работы. Важно было, чтобы клубное занятие проходило в ненавязчивой, свободной форме-в виде ролевой игры или дискуссии. Специалистам проекта понадобилась методическая поддержка и консультация семейного психолога (Томск, Благотворительный фонд "Новое развитие").

Педагоги терпеливо реагировали на нерегулярность посещений, с пониманием относились к постепенности вовлечения семьи в клубную деятельность. В случае алкогольных срывов у родителей поддерживали детей через организацию помощи семье силами подростков - добровольцев и их родителей. На этапе работы родительского клуба обсуждали возможные проблемы в воспитании и отношениях с детьми, тренировали навыки управления поведением детей, стараясь дозировать информацию, не перегружать встречи обучающими элементами.

По ходу работы специалисты проекта пришли к выводу, что нецелесообразно разрабатывать жесткие программы, нужно учитывать интересы и особенности семьи, давать возможность выбора содержания и формы совместной деятельности. Образно говоря, работа двигалась по принципу: "Если идея не работает - отказываемся, если работает - делаем еще и еще". За первый год работы были выработаны оптимальные подходы в работе с родителями целевой группы:

- специальные установочные встречи команды специалистов по обсуждению своей позиции в отношении родителей из семей группы риска;

- одобрение успехов детей и разговоры на приятные или нейтральные темы на этапе привлечения;

- осознанная принимающая позиция, равное внимание к детям и взрослым в кризисной семье, ориентация на восстановление родительского авторитета;

- поддерживающая среда, принятие на равных, поощрение взаимопомощи между семьями через организацию совместной деятельности в клубах;

- опосредованное обучение родителей адекватным воспитательным действиям посредством группового обсуждения актуальных вопросов общения с детьми;

- вариативность возможностей группового общения членов семьи группы риска - детские занятия, семейные встречи, совместные занятия и мероприятия для детей и родителей;

- отсутствие явного контроля, давления, помощь по обращению.

Все это способствовало "потеплению" со стороны семей группы риска к специалистам и другим семьям, успеху и дальнейшему развитию услуги.

Эффективность работы организации особенно видна в изменениях в поведении и общении детей, описанных специалистами:

- дети стали лучше и опрятней выглядеть;

- участвуют не только в мероприятиях, но и в делах села, региона; приняли участие в акции "Весенний перезвон", в которой вместе с добровольцами команды "сверстник-сверстнику" составили список односельчан и позвонили им с пожеланиями доброго здоровья и благополучия;

- охотно откликаются на все предложения;

- учатся высказывать свое мнение;

- участвуют в мероприятиях школы;

- собирают на свои праздники все больше односельчан и друзей;

- стали более раскрепощенными, в результате чего у них появляется все больше друзей из числа сверстников.

Результаты осуществления I этапа проекта показали, что некоторые из запланированных задач оказались не очень реалистичны, ожидания в отношении скорых заметных результатов у родителей были завышены. Специалистам пришлось пересмотреть свою тактику в работе по привлечению к клубной деятельности родителей целевой группы, принять факт их медленного вовлечения в совместную деятельность, нестойкий интерес к регулярным занятиям, чередование светлых периодов и кризисов в жизни семьи группы риска.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10


Другие материалы:

Технологии межнационального и межкультурного обмена и сотрудничества
Межнациональные отношения в социально-культурной сфере Согласно энциклопедии «Народы России» (1994), на территории Российской Федерации проживает более 150 народов и народностей. Говоря о социально-культурных технологиях, характерных для ...

Конкретные социологические требования
Следующий уровень социологического знания представлен конкретными социологическими исследованиями. Они проводятся в виде анкетирования, устных опросов, наблюдений и т.д. Исследования могут проводиться в рамках социологии, экономических, п ...

Теретико-методологические основы типологии культуры
Культура очень сложное, многогранное понятие, которое используется не вполне строго, в различных, отчасти пересекающихся контекстах. Сам термин берет свое начало в Древнем Риме и происходит от лат. culture, что означает "возделывание ...