Применение семейно-ориентированного подхода в организациях социального обслуживания детей в Томской области
Страница 4

Социологическая информация » Семейно-ориентированный подход в работе с детьми, нуждающимися в государственной защите » Применение семейно-ориентированного подхода в организациях социального обслуживания детей в Томской области

Пример из практики.

Н. (17 лет) больше месяца проживала в социально-реабилитационном центре по собственному заявлению, в связи с тем, что нарушены

взаимоотношения с родителями. Специалистами отмечено, что девочка легко идет на контакт с детьми, требования взрослых принимает, чувствуется постоянная необходимость в поддержке. Поначалу была закрытой «не трогайте меня», «не влезайте в мою душу», «как хочу, так и живу».

Пришла в центр только для того, чтобы выспаться и пожить спокойно без криков и упреков. Настя нарушала режим дня и правила проживания в центре, была замечена в употреблении спиртных напитков. За время нахождения в центре мама ни разу не навестила дочь, только звонила специалистам. Девочка учится в 11м классе, но была отчислена (к экзаменам не допущена) из школы по причине многочисленных пропусков по неуважительной причине. Постоянные конфликты с учителями.

Со стороны родителей II. не уделяется должного внимания, не хватает родительской ласки, любви. Все это девочка нашла в среде подростков и более старших мужчин. Из беседы с мамой выяснилось, что она уже год как потеряла нормальный контакт с дочерью, девочка может прийти в два часа ночи, может вообще не прийти, было такое, что даже неделю жила непонятно у кого. С напой взаимоотношения отсутствуют уже с 13 лет, все держится на маме, как мама скажет, так и будет. На одной из консультаций Н. заполнила карту социальных связей, где было видно, что сеть контактов очень ограничена, родители и сестра воспринимаются как очень далекие люди.

Тема встречи, обозначенная самой Н.: «Хочу, чтобы наладились взаимоотношения с моими родителями». Интересно, что встреча назначалась дважды, но участники в последний момент отказывались, и лишь спустя месяц после первой попытки, когда ситуация стала совсем критической, встреча состоялась.

Работа в итоге проходила в два этапа: в первый день на встречу пришли все участники, кроме отца. В результате на следующий день смогла состояться встреча отца и дочери, на которой они смогли высказать претензии друг к другу, ожидания и надежды. Впервые за четыре года дочь поговорила с отцом, рассказала ему о том, как ей не хватало любви и внимания, и была им услышана. При этом отец также проговорил, что ему не хватало дочерней любви и заботы.

Результат встречи: с момента проведения этой встречи прошло 1.5 года. В течение этого времени наблюдается положительная динамика: на фоне нормализации взаимоотношений между членами семьи девочка заканчивает учебу, педагоги ею довольны, у Н. появились хорошие, надежные друзья.

Во всех трех организациях специалисты много внимания уделяли формированию активной позиции родителей, действуя по принципу: "Мы рядом с вами, но не вместо вас". Такая помощь касалась прежде всего социально-правовой поддержки при оформлении льгот, субсидий, пенсий, оформлении материальной помощи. Для этого в самом начале совместной работы с родителями заключался договор о сотрудничестве, в котором были обозначены обязательства всех сторон. В случае невыполнения планов специалисты продолжали сотрудничать с родителями, пытались разобраться в том, почему это происходит.

В каждом случае создания инновационных услуг у организации были свои специфические особенности, связанные с характером целевой группы и/или самой организации.

В МСУ СЗН "Лада" целевой группой были выбраны социально дезадаптированные семьи (алкоголизм). Особенностью семей этой целевой группы является их значительная социальная неприспособленность, отсутствие навыков планирования (распределения средств, времени, активности), неспособность сдерживать желания, терпеть. Такие семьи требуют более активного и длительного поддерживающего сопровождения. Именно поэтому были выбраны такие формы работы, как ведение дневников денежных трат (профилактика долгов и безденежья), активный патронаж со стороны социальных работников, проведение тренингов, регулярное сопровождение семей по вопросам трудоустройства. Такая поддержка семей постепенно восстанавливает их привычку к труду. Больше внимания уделялось решению бытовых (в данном случае жизненно важных) вопросов: контролю за ведением домашнего хозяйства (заготовка дров, посадка картофеля, ремонт), уходом за ребенком.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Другие материалы: