Характеристика социально-культурных процессов советского и постсоветского периодов
Страница 4

Социологическая информация » Социально-культурная деятельность » Характеристика социально-культурных процессов советского и постсоветского периодов

До сих пор сохраняет актуальность и богатый практический опыт (формы, методы, организация клубной работы), накопленный в советское время. С введением новой экономической политики в 20-х годах происходит некоторый отход от принципа централизации и методов административно-командного управления в сфере культуры и образования, утвердившихся в годы военного коммунизма. Проводилась политпросвет-работа и на частных предприятиях. Ориентация на нэп объективно способствовала развитию демократических форм руководства политпросве-тительной сферой.

Страну охватило поистине массовое движение по организации клубных кружков: общеобразовательных, производственных, военных, рабкоровских, физкультурных, художественных и др.

Большой популярностью пользовались выступления «си-неблузников», «живгазетчиков», инсценированные суды, различные формы работы с семьей, детьми и подростками.

В этот период развернулась подготовка кадров для политпро-светучреждений, развивались художественная самодеятельность и библиотечное дело.

В конце 20-х - начале 30-х годов усиливается борьба за ликвидацию неграмотности. Этот исторический этап ознаменован массовыми культпоходами. У каждого из них были свои задачи, этапы и результаты. Проводились библиотечные походы, кампании по борьбе с пьянством и хулиганством, пропаганде здорового образа жизни. Активизировали свою культурно-просветительную работу профсоюзы. Вместе с тем набирали силу и нарастали серьезные деформации и негативные явления в культурно-просветительной и социальной сферах. Утверждается максимальная централизация управления, усиливаются идеологический диктат, цензура. Отменяется клубное членство. В работе клубов довольно часто в ущерб общекультурному воспитанию детей и взрослых уделяется неоправданно большое внимание производственно-технической пропаганде.

В 30-е годы широко развертывается клубное строительство, развивается сеть библиотек, парков, молодежных клубов, секторов по работе с детьми и др. Было положено начало реорганизации изб-читален в сельские клубы. Получают распространение передвижные формы культурно-просветительной работы, олимпиады, смотры художественной самодеятельности.

На этом внешне благополучном фоне активизируется борьба с религией: разрушаются памятники храмовой архитектуры; инициируется социалистическое соревнование за «обезвоживание» фабрик, сел, общежитий. Вводятся запреты на отдельные профессии, идет борьба с «религиозными вредителями». Культурно-просветительные учреждения становятся активными помощниками партии и государства в усилении идеологического контроля, в борьбе с религией, кулаками, «врагами народа».

Последствия насильственной коллективизации сельского хозяйства фактически привели к санкционированному голоду в начале 30-х годов. Происходит милитаризация труда, получают развитие «трудовые почины», социалистическое соревнование, «ударничество».

Социально-культурное развитие в стране сопровождалось как определенными достижениями, так и негативными процессами. Репрессивная политика государства отразилась и на судьбах многих видных деятелей науки, просвещения, культуры, искусства, религии. Репрессии повлекли за собой достаточно серьезные политические, экологические, демографические, социальные, культурные последствия. Начало «переселения народов» и его последствия приводили фактически к этнопсихологической и этнокультурной дискриминации.

Отрицательные последствия имели также повседневные проявления культа личности, командно-бюрократические методы руководства, «запретительство», насилие над творчеством. Культурно-просветительные учреждения объективно представляли собой инструмент идеологического давления, орудие осуществления классовой национальной войны, репрессий.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Другие материалы:

Формы социальной работы с молодежью. Социальные учреждения по делам молодежи как форма социальной работы с молодежью
Решение возникающих в молодежной сфере социальных проблем не может быть реализовано без организации социальной работы, разворачивания деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи. Социальная работа среди молодежи рассм ...

Социальные действия: смысл, типизация и методы понимания
В термин «понимание» Вебер вкладывает свой особый смысл. Это – рациональная процедура изучения действий социальных субъектов (микроуровень), а через них – изучение культуры конкретного общества (макроуровень). Как видно, Вебер был сторонн ...

Приложения
Приложение А Программа исследования Обоснование темы исследования. Проблемой данного исследования является изучение пенитенциарной работы и ее компетенции в местах лишения свободы; поиск новых гуманистических принципов и методов социаль ...