Характеристика социально-культурных процессов советского и постсоветского
периодовСтраница 4
До сих пор сохраняет актуальность и богатый практический опыт (формы, методы, организация клубной работы), накопленный в советское время. С введением новой экономической политики в 20-х годах происходит некоторый отход от принципа централизации и методов административно-командного управления в сфере культуры и образования, утвердившихся в годы военного коммунизма. Проводилась политпросвет-работа и на частных предприятиях. Ориентация на нэп объективно способствовала развитию демократических форм руководства политпросве-тительной сферой.
Страну охватило поистине массовое движение по организации клубных кружков: общеобразовательных, производственных, военных, рабкоровских, физкультурных, художественных и др.
Большой популярностью пользовались выступления «си-неблузников», «живгазетчиков», инсценированные суды, различные формы работы с семьей, детьми и подростками.
В этот период развернулась подготовка кадров для политпро-светучреждений, развивались художественная самодеятельность и библиотечное дело.
В конце 20-х - начале 30-х годов усиливается борьба за ликвидацию неграмотности. Этот исторический этап ознаменован массовыми культпоходами. У каждого из них были свои задачи, этапы и результаты. Проводились библиотечные походы, кампании по борьбе с пьянством и хулиганством, пропаганде здорового образа жизни. Активизировали свою культурно-просветительную работу профсоюзы. Вместе с тем набирали силу и нарастали серьезные деформации и негативные явления в культурно-просветительной и социальной сферах. Утверждается максимальная централизация управления, усиливаются идеологический диктат, цензура. Отменяется клубное членство. В работе клубов довольно часто в ущерб общекультурному воспитанию детей и взрослых уделяется неоправданно большое внимание производственно-технической пропаганде.
В 30-е годы широко развертывается клубное строительство, развивается сеть библиотек, парков, молодежных клубов, секторов по работе с детьми и др. Было положено начало реорганизации изб-читален в сельские клубы. Получают распространение передвижные формы культурно-просветительной работы, олимпиады, смотры художественной самодеятельности.
На этом внешне благополучном фоне активизируется борьба с религией: разрушаются памятники храмовой архитектуры; инициируется социалистическое соревнование за «обезвоживание» фабрик, сел, общежитий. Вводятся запреты на отдельные профессии, идет борьба с «религиозными вредителями». Культурно-просветительные учреждения становятся активными помощниками партии и государства в усилении идеологического контроля, в борьбе с религией, кулаками, «врагами народа».
Последствия насильственной коллективизации сельского хозяйства фактически привели к санкционированному голоду в начале 30-х годов. Происходит милитаризация труда, получают развитие «трудовые почины», социалистическое соревнование, «ударничество».
Социально-культурное развитие в стране сопровождалось как определенными достижениями, так и негативными процессами. Репрессивная политика государства отразилась и на судьбах многих видных деятелей науки, просвещения, культуры, искусства, религии. Репрессии повлекли за собой достаточно серьезные политические, экологические, демографические, социальные, культурные последствия. Начало «переселения народов» и его последствия приводили фактически к этнопсихологической и этнокультурной дискриминации.
Отрицательные последствия имели также повседневные проявления культа личности, командно-бюрократические методы руководства, «запретительство», насилие над творчеством. Культурно-просветительные учреждения объективно представляли собой инструмент идеологического давления, орудие осуществления классовой национальной войны, репрессий.
Другие материалы:
Наркомания подростка: современное
состояние проблемы
Наркомания как предмет психологического исследования Злоупотребление психоактивными веществами является международной проблемой, от которой страдает почти каждая страна на земном шаре, в том числе и Россия. Систематические исследования на ...
Основные особенности отношения молодежи г. Красный Кут к гражданскому браку
В ходе анкетирования было опрошено 80 человек. Опрос проводился в четырех возрастных подгруппах: 1) от 18 до 20 лет; 2) от 21 до 23 лет; 3) от 24 до 26 лет; 4) от 27 до 29 лет. В каждой подгруппе было опрошено по 20 человек (10 женщин и 1 ...
Взаимодействие русских и татар в Татарстане: вопросы религии, культуры и
быта
Волжско-Уральский регион, кроме всего прочего, интересен тем, что основу его населения составляют самые многочисленные народы России (русские, татары, башкиры, чуваши и др.) и в этом плане он в миниатюре дает этническую картину страны в ц ...