Характеристика социально-культурных процессов советского и постсоветского периодов
Страница 3

Социологическая информация » Социально-культурная деятельность » Характеристика социально-культурных процессов советского и постсоветского периодов

Характерно, что по своему содержанию и наполнению культурно-просветительная работа (как и позднее социально-культурная деятельность), в оценках современников, являлась важнейшей разновидностью педагогического труда, в целом и в частностях соответствуя самым строгим педагогическим критериям. Не случайно позиции большинства исследователей как того, так и более позднего времени сходились на том, что культурно-просветительная деятельность - это «педагогически организованная свободная деятельность населения с целью воспитания всесторонне и гармонически развитой личности»1.

Такое понимание позволило квалифицировать клубные учреждения как «педагогическое явление досуговой жизни» (В.Е. Триодин). Надо сказать, что «воспитание гармонически развитой личности», заимствованное из древнегреческой педагогики, стало позднее программной целью КПСС наряду с построением «материально-технической базы коммунизма». Это программное положение использовалось в качестве конечного ориентира всеми советскими педагогическими институтами, занятыми «коммунистическим воспитанием» народа. Суть этого лозунга заключалось в том, что все советские учреждения народного образования ориентировались на социализацию учащихся в соответствии с моделью, директивно заданной партией и правительством, в то время как воспитание всесторонне развитой личности требует свободной самореализации и самовыражения, которые не допускались.

Коммунистическое воспитание провозглашалось главной функцией советских клубных учреждений (как и библиотек). Эта главная прикладная функция конкретизировалась в виде следующих функций, не считая «функции отдыха»:

- просветительская функция, обусловленная тем, что клуб стал элементом системы непрерывного образования, где упор делается на самообразование; просвещению служат лекции, вечера вопросов и ответов;

- коммуникативная функция - клуб как центр общения, встреч с интересными людьми, диспутов, проведения дискуссий (клубные посиделки, клубные гостиные и т.п.);

- преобразовательная (культурно-творческая) функция - создание культурных ценностей, чему служат любительские клубные объединения, кружки технического творчества, коллективы художественной самодеятельности;

- ценносто-ориентацирнная - объединение любителей кино, театра, музыки, где главной задачей является отличение подлинных ценностей от мнимых, в том числе борьба с буржуазной «массовой культурой».

Показательно, что в этом перечне функций клуба, предложенных В.Е. Триодиным1, отсутствует «идейно-воспитательная», или «идеологическая функция». По сути дела, перечисленные В.Е. Триодиным прикладные функции относились к клубным учреждениям вообще независимо от господствующей идеологии. Они конкретизировали внешколь-но-образовательную функцию, свойственную большинству социально-культурных институтов.

Особенность педагогического процесса в клубе всегда заключалась в том, что воспитателем в нем, как правило, являлся не штатный работник, а подобранный им актив, демократически избираемое правление клуба. Тон в клубе всегда задавали и задают авторитетные лидеры, способные выдвигать конструктивные программы.

Благодаря демократической свободе клубной деятельности (достигаемой, кстати сказать, далеко не всегда) в клубах осуществляется индивидуализация личности, чему служат преобразовательная и ценностно-ориентационная функции, а также социализация личности благодаря просветительной и коммуникативной функциям.

Между современной профессиональной социально-культурной деятельностью и культурно-просветительной работой 20-30-х годов сохраняется историческая преемственность, так же как между дореволюционным внешкольным образованием и послереволюционным политпросветом. Эта преемственность определяется местом культурно-досуговых институтов в структуре индустриального общества. Увеличивающийся досуг молодежи и населения вообще должен получить культурное наполнение. Поэтому потребность в культурно-досуговых учреждениях (клубах и библиотеках прежде всего) всегда будет актуальна.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Другие материалы:

Парки
Парки относятся к такому типу социально-культурных институтов, главными функциями которых являются рекреация, организация массового отдыха и развлечений, проведение информационно-просветительной и физкультурно-оздоровительной работы среди ...

Теории классов
К. Маркс одним из первых высказал мысль о том, что общество имеет классовую природу. При этом разные системы характеризуются разными классами в зависимости от господствующего в них способа производства. Отношения между классами носят анта ...

Объективные факторы превраще­ния человека в жертву неблагопри­ятных условий социализации
Виктимогенность обозначает наличие в тех или иных объективных обстоятельствах социализации характери­стик, черт, опасностей, влияние которых может сделать человека жертвой этих обстоятельств (например, виктимогенная группа, виктимогенный ...