Характеристика социально-культурных процессов советского и постсоветского периодов
Страница 2

Социологическая информация » Социально-культурная деятельность » Характеристика социально-культурных процессов советского и постсоветского периодов

Происходит постепенное вытеснение «мягких форм централизации» (по выражению руководителей Наркомпроса) жесткими командными методами. Одновременно наблюдается огосударствление профсоюзных, кооперативных и других культурно-просветительных учреждений, усиление диктата и монополии государственного аппарата.

По всей стране культивируются массовые формы «воспитания и перевоспитания»: митинги, политико-агитационные кампании, массовые гуляния, социалистические соревнования, субботники, воскресники и др. В эту систему идеологического воспитания органично вписывается деятельность агитпароходов, агитпоездов, агитвагонов, агитповозок, «красных юрт», «красных чумов» и др.

Осложняется экономическая ситуация в сфере культуры: в связи с нарастанием материально-финансовых трудностей, истощением дореволюционного национального золотого запаса, утверждением «остаточного принципа» финансирования образования и культуры резко сокращается количество школ, библиотек, клубов и других культурно-просветительных учреждений.

В отраслях культуры и образования ощущался кадровый «голод» вследствие подбора сотрудников для внешкольной работы по принципу партийной и классовой принадлежности. Крайне тяжелым было материальное положение учителей, просветительных работников.

Звонкие политические лозунги не могли помочь политпро-светчикам решить бездну таких социально-экономических проблем советской власти, как продовольственный кризис, голод, эпидемии, беженцы, проституция, беспризорность, разруха, раненые и инвалиды, деклассированные рабочие, маргинализация населения, безработица.

Давала себя знать теоретическая и концептуальная неразработанность социально-культурной политики. Особую остроту приобрели проблемы социально-культурного развития общества. Стала реальной угроза разрушения культуры, культурного наследия. Появившиеся в это время «Письма Луначарскому» ВТ. Короленко и «Несвоевременные мысли» М. Горького были продиктованы тревогой за судьбы российской культуры, российской интеллигенции; многие ее представители эмигрировали. В сентябре 1922 года была выслана в Германию большая группа известнейших русских ученых, писателей, общественных деятелей. Культура, наука, просвещение, досуг - вся социально-культурная жизнь общества находилась под жестким партийным контролем, диктатом «классового подхода». Закрывается целый ряд органов печати, общественных культурно-просветительных, благотворительных обществ, комитетов и комиссий.

Новой властью энергично проводится обобществление различных благотворительных организаций и их финансов, национализация культурных ценностей. Под школы, избы-читальни передаются помещения церковно-приходских школ, барские поместья.

В то же время нельзя не отметить и положительные результаты, которые были достигнуты новой властью. Развивается сеть политико-просветительных учреждений. Работа учреждений просвещения и культуры в национальных регионах приобретает характерные этнические особенности.

Постепенно расширяется сеть специфических по содержанию своей работы женских клубов в среднеазиатских республиках.

Семья и семейная политика в этот период характеризуются широким диапазоном крайностей: от разрушения семьи до установления жестких семейных «скреп».

В течение 20 - 30-х годов сложились необходимые предпосылки для постепенного перерастания понятия «политико-просветительная работа» в более логичную для масштабов и направленности её содержания дефиницию «культурно-просветительная работа», а также возникновения во многом адекватных ей терминов: «культурно-массовая работа», «культурно-воспитательная работа» и т д.

Основные теоретические положения внешкольной, политико-просветительной, культурно-просветительной работы в этот период были изложены в трудах государственных деятелей и ученых философов, педагогов, социологов: П.П. Блонского, А. А. Богданова, Б/О. Боровича, И. Гревса, П.Ф. Каптерева, Н.К. Крупской, В.И. Ленина, А.В. Луначарского, А.С Макаренко, Е.Н. Медынского, В.Ф. Плетнева, М.А. Растопчиной, М.П. Томского, Л.Д. Троцкого, С.Т. Шацкого и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другие материалы:

Религия
Религия — мировоззрение и мироощущения, а также соот­ветствующее поведение, определяемое верой в суще­ствование Бога. Христианство — одна из мировых религий, происходящая от учения Иисуса из Назарета (Христа) с 1 -го века н. э., насчитыв ...

Дети-сироты как объект социальной работы и программа адаптации детей-сирот
Проблема сиротства становится одной их актуальнейших проблем современного российского общества. Среди категорий населения, нуждающихся в особой общественно-государственной заботе, особое место занимают дети-сироты и дети, оставшиеся без ...

Социальная политика государства как инструмент социальной поддержки семьи. Опыт зарубежных стран по социальной политике
Соединенные Штаты Америки – страна с либеральной моделью демократии. Это означает, что ответственность за благополучие гражданина – социальное, экономическое, медицинское, психологическое – лежит на нем самом. Государство в такой ситуац ...