Характеристика социально-культурных процессов советского и постсоветского периодов
Страница 1

Социологическая информация » Социально-культурная деятельность » Характеристика социально-культурных процессов советского и постсоветского периодов

Революционные события России в начале XX века повлекли за собой изменения в социальной направленности культурно-просветительной и досуговой деятельности.

Первая мировая война сделала востребованным и актуальным социальный патронаж: мероприятия по социальной защите и оказанию помощи жертвам войны, беженцам, инфекционным больным и другим категориям населения, нуждающимся в поддержке.

Накануне свержения самодержавия социально-культурные проблемы коснулись практически всех слоев российского общества.

Февральская революция 1917 года потребовала от новой власти выработки социально-культурной политики, основанной на демократических началах. В связи с этим Временное правительство пошло на ряд нововведений: были предоставлены политические права женщинам; демократические веяния и тенденции получили отражение во всех сферах социально-культурной жизни и досуга населения России; поддерживались народные инициативы в этой сфере.

Так, за короткий отрезок времени увеличилось число массовых клубов и библиотек, учреждений социальной помощи, органов печати. Временное правительство предпринимало попытки реорганизации управления социальной сферой, народным просвещением, внешкольным образованием.

С Октябрьской революцией в стране осуществляются первые мероприятия по созданию и развитию системы политико-просветительной работы. В связи с изменениями в социальной структуре общества формируется социальная политика большевиков в первые послеоктябрьские месяцы: были созданы новые органы управления образованием и социальной сферой.

Идеология победившей власти реализовывалась в области просвещения, внешкольного образования, социально-культурной деятельности.

Декреты Советского государства и документы партийных съездов, совещаний содержали массу выдержанных в духе новой идеологии руководящих указаний и директив по внешкольному образованию, ликвидации неграмотности, организации и деятельности политпросветов и мероприятий по их реализации на местах. Практически в сфере культуры и просвещения было положено начало долгосрочной эре установления идеологического диктата.

Возникшая в России в конце XIX века методология внешкольного образования в последней трети XX столетия за рубежом трансформировалась в самостоятельную сферу социальной политики - сферу внешкольного, неформального, дополнительного, продолженного образования. Однако в России эта методология должного развития не получила.

Последним фундаментальным исследованием в этой области, имеющим теоретико-методологический характер, является «Энциклопедия внешкольного образования» профессора Е.Н. Медынского, изданная в 1923 году. С тех пор исследования внешкольного образования, замененного в 30-х годах внешкольным воспитанием, велись фрагментарно и бессистемно. В результате произошел отрыв теории от практики, ставший самой серьезной помехой на пути реорганизации воспитательных внешкольных учреждений. Внедряются новые формы и методы работы, отвечающие требованиям нового политического строя.

Деятельность Наркомпроса, профсоюзов, Пролеткульта и других государственных и общественных организаций соответствовала идеологическим установкам в области просвещения, культуры, досуга трудящихся. Идеологическую окраску получила и широкая организация работы по ликвидации неграмотности.

Гражданская война способствовала расширению идеологических запретов. Наблюдается процесс централизации управления. В 1919-1920 годах при партийных органах создаются агитпропотде-лы, а в 1920 году - Главполитпросвет как центр всей политико-просветительной и воспитательной работы в стране. Формируется система партийного руководства этой работой через парткомы, парткомиссии, клубные партийные фракции и т. п.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие материалы: