Характеристика социально-культурных процессов советского и постсоветского периодов
Страница 8

Социологическая информация » Социально-культурная деятельность » Характеристика социально-культурных процессов советского и постсоветского периодов

Широкое развитие приобретают самодеятельные формы творчества населения. Легализуются самые различные по профилю общественно-политические движения, естественнонаучные, религиозные, художественные и другие объединения. Появляются сравнительно новые типы культурно-досуговых учреждений: центры досуга, центры эстетического развития детей и юношества, молодежные культурные центры и др.

Социально-экономические реформы имели свои последствия. Повсюду шла борьба с пьянством и алкоголизмом, нарушениями трудовой дисциплины. Обострился ряд экономических, национальных, социально-культурных проблем. Дефицит продовольствия, товаров, услуг, снижение уровня жизни населения стали стабильными явлениями.

Целый ряд организационно-управленческих и методических мер свидетельствует о начале глубокой перестройки культурно-просветительной работы, которая включала решение таких проблем, как демократизация системы управления и деятельности, ориентация на социальную досуговую деятельность, на переосмысление принципов и функций культурно-просветительной работы, развитие и внедрение нового хозяйственного механизма, ориентация на социализацию детей и подростков, досуговые формы работы с семьей, расширение диапазона изучения запросов и потребностей различных групп населения в сфере свободного времени и др.

В конце 80-х годов встал вопрос о необходимости подготовки педагогических кадров для социально-культурной сферы. Исследования, проводившиеся Российской академией образования, доказали востребованность введения института социальных педагогов и социальных работников.

В соответствии с принципом преемственности культурно-просветительная работа органично перерастает в составную часть социально-культурной деятельности.

Распад СССР существенно повлиял на изменение социокультурной ситуации в России. Реформирование экономики не сгладило, а наоборот, существенно обострило экономические, национальные, социально-культурные проблемы. Государственная (федеральные и местные органы), церковная, общественная и частная социальная помощь обретают конкретные организационные формы. Значительно возрастает удельный вес международных, федеральных, местных фондов, программ социально-культурной поддержки, развития.

Принятие Закона РФ о культуре (ноябрь 1992 года) явилось первой за многие годы попыткой придать сфере культуры нормативно-правовое обеспечение и повлиять на социально-культурную жизнь общества.

Экономическая ситуация в стране 90-х годов имела негативные последствия для деятельности учреждений культуры, досуга: закрытие клубов, сокращение бесплатных услуг, резкое сокращение бюджетных ассигнований, падение уровня жизни населения. В то же время происходят структурные и функциональные изменения в системе управления организациями, учреждениями социокультурной сферы на федеральном, региональном, местном уровнях. В социально-культурной, досуговой сферах интенсивно развивается коммерческий сектор.

Многие факты и явления рубежа XX-XXI веков свидетельствуют о возрастании роли и значения религии в социально-культурной жизни общества. В этот период существенно обостряются и частично решаются проблемы межнационального, межэтнического сотрудничества в области культуры, искусства, образования, социальной работы.

Развитие системы подготовки кадров для сферы культуры, искусства, социальной помощи, досуга в 90-е годы потребовало расширения классификатора специальностей, специализаций, квалификаций в вузах, колледжах, училищах культуры и искусств. Введение Государственных образовательных стандартов стимулировало обновление содержания многих учебных курсов, введение новых образовательных технологий.

Многоуровневость образования стала требованием дня. Возникла необходимость в дополнительном профессиональном образовании. Многие проблемы высшего образования в сфере культуры решаются путем введения платного обучения, сосуществования государственных и негосударственных учебных заведений, создания сети филиалов вузов в различных регионах страны.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 


Другие материалы:

Анализ подходов к семейной политике в современном мире. Основные направления реализации государственной семейной политики
Общественная необходимость государственной семейной политики обусловлена рядом факторов. Она является важнейшим социальным инструментом, стабилизирующим общество, снижающим социальную напряженность, способствующим гражданскому согласию. ...

Законодательство Российской Федерации в отношении семьи: от социальных пособий к сбережению материнского капитала
Как уже было сказано выше, в Российской Федерации семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства и общества. Эта позиция обозначена в Конституции Российской Федерации, конституция или уставах субъектов Федераци ...

Малая группа
Социальные общности– объединения людей для удовлетворения своих потребностей. Малая группа– небольшая по численности совокупность людей, объединенных общими целями, интересами, ценностям, нормами и правилами поведения, а также постоянным ...