Технологии межнационального и межкультурного обмена и сотрудничества
Страница 1

Социологическая информация » Социально-культурная деятельность » Технологии межнационального и межкультурного обмена и сотрудничества

Межнациональные отношения в социально-культурной сфере

Согласно энциклопедии «Народы России» (1994), на территории Российской Федерации проживает более 150 народов и народностей. Говоря о социально-культурных технологиях, характерных для каждой из этих этнических групп, правомерно, на первый взгляд, называть их этнокультурными технологиями. Однако нельзя не согласиться с мнением некоторых ученых и политиков о некорректности такого наименования. И вот почему. Соединять понятия «этническое» и «к} тьтурное», тем более применительно к технологиям, следует кра ше осторожно, поскольку термин «(этнический» далеко не всегда раскрывает подлинную «культурную» суть того или иного человека. Можно быть этническим украинцем, но, прожив всю свою жизнь среди русских, полностью «русифицироваться» и, следовательно, обрести российскую культурную идентичность.

Правы авторы, считающие необходимым, в соответствии с демократическими принципами, дать право каждому индивиду самому определять свою идентичность с этнической либо культурной позицией. В любом этносе, как известно, существует масса различных культурных групп, и поэтому свою культурную принадлежность каждый из представителей данного этноса определяет сам. Всякие стереотипы, критерии и оценки здесь неуместны.

В содержании социально-культурной деятельности по законам преемственности находят свое отражение историческая память и самосознание народа, обеспечивающие его целостность и историческую сохранность, свидетельствующие о его стержневых мировоззренческих характеристиках как этнической общности.

Возникновение и развитие любой межпоколенной общности людей отличается, по сути, прежде всего своей социально-культурной природой. Как известно, процесс сложения культуры и нации неделим: формирование этнической общности людей и развитие ее культуры неразрьюно связаны друг с другом.

Говоря о межнациональных отношениях, необходимо рассматривать их как сложное социально-психологическое явление. Они в определенной мере затрагивают систему моральных норм и нравственных ценностей, которые и составляют основу межнациональных отношений.

Широкой массе специалистов и профессионалов, занятых в социально-культурной сфере, необходимо хорошо ориентироваться в объективных и субъективных факторах, влияющих на природу межнациональных отношений. Деформации в экономике, нарушения социальной справедливости, диспропорции трудовых ресурсов между суверенными республиками, расхождения в социокультурной инфраструктуре, нарушения в вопросах подготовки и расстановки кадров, недостаточное внимание в ряде случаев к культурным, языковым, бытовым интересам отдельных групп в национальных регионах в условиях миграции во многом предопределяют реальные национальные отношения на личностном уровне.

Проведение в жизнь идеи обогащения культуры мира, интенсивная интернационализация культуры сопровождают процесс возрождения национальной культуры, творчества и традиций каждого народа. В содержании социально-культурной деятельности происходит актуализация национальных форм традиционной культуры и общечеловеческих ценностей.

Национальное самоопределение сопровождается неизбежной дифференциацией социально-культурных процессов, тщательным учетом национальных особенностей.

Нарушение самого принципа национального самоопределения неоднократно приводило к тому, что культура многих наций и народностей отрывалась от своих национальных корней, а идея всеобщего национального самоотречения была приоритетной. Явно ошибочный курс на всемирную денационализацию культуры имел своим результатом утрату национального самосознания.

В современных условиях восстанавливается историческая преемственность культуры на почве национальных традиций; преодолевается девальвация культурных ценностей; возрождается утерянная историческая память; ликвидируются вредные последствия денационализации социально-культурной деятельности; Осуществляется отказ от усредненного, унифицированного, однообразного социально-культурного института, не имеющего своего национального лица. Организаторы социально-культурной деятельности непосредственно опираются на все полезное, что имеется в активе возрождаемых народных традиций.

Особое внимание уделяется восстановлению во многом утраченной системы праздников, обрядности, традиционных форм отдыха и развлечений. Социально-культурная сфера становится активной силой в деле возрождения народного искусства, ремесел, народных игр и других видов национальной культуры. Активизируются национально-патриотические факторы воспитания, которые становятся силой, способной противостоять распространению безверия, скептицизма, цинизма. Развитие патриотизма способствует укреплению сплоченности и единства всех людей. Через национальное идет путь к интернациональному.

Российская Федерация — объединение многих национальных республик, и в этих условиях большое значение приобретает деятельность различных социально-культурных институтов как элемента развития национальной культуры, межнационального общения, взаимодействия и взаимообогащения национальных культур. Они способствуют дальнейшему углублению межнациональных отношений, созданию условий свободного развития духовной жизни и языков народов Российской Федерации, равных возможностей культурно-досуговой деятельности для всех национальностей.

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Изотерапия, как метод социальной работы с иолодежью
В работе, не только с детьми, но и с подростками, молодыми людьми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Арттерапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, к ...

Инструментарий изучения отношения молодых жителей г. Красный Кут к гражданскому браку
Приступая к изучению отношения молодых жителей к незарегистрированным формам брака, необходимо отметить, что молодежь – это большая социально-демографическая общность, имеющая специфические социальные и психологические черты, наличие кото ...

Метод, используемый для вычисления ИРЧП
При подсчёте индекса учитываются 3 вида показателей: Средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении– оценивает долголетие. Уровень образования (грамотности ), определяется комбинацией двух показателей – грамотности взрослого н ...