Технологии межнационального и межкультурного обмена и сотрудничества
Страница 2

Социологическая информация » Социально-культурная деятельность » Технологии межнационального и межкультурного обмена и сотрудничества

В Основах законодательства Российской Федерации о культуре гарантируется право на сохранение и развитие культурно-национальной самобытности народов и иных этнических общностей, проживающих на территории Российской Федерации, на защиту, восстановление и сохранение исконной культурно-исторической среды обитания. Всем этническим общностям, компактно проживающим вне своих национально-государственных образований или не имеющим своей государственности, предоставляется право на культурно-национальную автономию.

Национальные культурные центры, национальные общества и землячества вправе разрабатывать и представлять в соответствующие органы государственной власти и управления предложения о сохранении и развитии национальной культуры. Они располагают правом проводить фестивали, выставки и другие аналогичные мероприятия, содействовать организации национального краеведения, охране национально-исторических и культурных памятников, созданию этнографических и иных музеев. Под их эгидой создаются национальные клубы, студии и коллективы искусства, организуются библиотеки, кружки и студии по изучению национального языка, общероссийские, республиканские и иные ассоциации.

Особым покровительством государства в отношении сохранения и восстановления культурно-национальной самобытности пользуются малочисленные этнические общности. На них распространяются исключительные меры защиты и стимулирования, предусмотренные федеральными государственными программами социально-экономического, экологического, национального и культурного развития.

По инициативе национальных меньшинств с целью содействия в изучении языка, истории, культуры своего народа, сохранения лучших традиций и национальной самобытности, укрепления дружбы и взаимопонимания между народами создаются национально-культурные объединения исторического, краеведческого, художественно-музыкального, спортивно-оздоровительного и другого характера.

При национально-культурных объединениях открываются школы, где по желанию детей, взрослых изучаются родной язык и родная литература, история народа, его культура. Они финансируются за счет средств национг чьнр-культурных объединений, добровольных взносов родителей. Органы культуры и народного образования оказывают национально-культурным объединениям необходимую помощь в открытии воскресных школ, бесплатно предоставляют помещения для проведения занятий.

При общеобразовательных школах и других учебно-воспитательных учреждениях по желанию учащихся, родителей также организуются факультативные группы по изучению языка, литературы и истории национальных меньшинств. Работа преподавателей в этих группах оплачивается за счет учебно-воспитательного учреждения.

Сеть не только образовательных, но и культурно-досуговых центров (клубов, библиотек, парков, музеев и др.) формируется с учетом национального состава населения региона, специфического типа расселения национальных групп в границах территории.

Расширяется практика межнационального, в том числе внутри-и межсемейного, общения, обмена культурной информацией, художественно-зрелищными и другими программами, взаимодействия национально-культурных фондов, движений, обществ и других объединений. В помощь социальным работникам издается большое количество полноценных информационно-методических материалов и сборников репертуара на национальных языках, дающих возможность для наиболее полной реализации национально-культурных запросов.

Знание национального языка, этнографии и других элементов национальной культуры коренного населения региона является сегодня обязательным условием подготовки квалифицированных кадров менеджеров, экономистов социально-культурной сферы, организаторов социально-культурной деятельности и народного творчества.

В этих условиях совершенно объективно возникает потребность в подготовке не только таких специалистов управления, как менеджеры социально-культурной деятельности, но и арт-менед-жеров, менеджеров выставок и презентаций. Подчеркнем, что речь идет не о новых специальностях, а об углубленной специализации в указанных видах деятельности уже выпускаемых кадров.

В качестве субъекта социально-культурной деятельности, который решает не только этнокультурные, но и экономические, политические, психологические проблемы, стоящие перед нетитульным населением той или иной социально-территориальной общности - города, поселка, региона в целом, выступает диаспора. Она, как показывает опыт многих субъектов Российской Федерации, становится реальным и эффективным инструментом осуществления подлинной национально-культурной автономии, организации рационального взаимодействия людей единого этнического происхождения на основе единства национального языка, традиций, обычаев, народного воспитания и творчества.

Правовую основу для продуктивных действий как отдельных регионов, так и диаспор в этом направлении составляет Закон РФ о национально-культурной автономии (1996). Подобная автономия этим Законом совершенно однозначно квалифицируется как оптимальная форма национально-культурного самоопределения в виде общественного объединения граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

Страницы: 1 2 


Другие материалы:

Технологии организации действий в социально-культурной сфере
Технологии организации тесно соприкасаются с технологиями координации, направленными на обеспечение бесперебойности и непрерывности выполняемых функций управления различными видами социально-культурной деятельности. Актуальность этих техн ...

Интервью
Достаточно распространенной формой социологических опросов является интервью (англ. interview), которое представляет собой своеобразную целенаправленную беседу «с глазу на глаз» с опрашиваемым. Вначале интервью применялось в основном в ме ...

Если ваш муж оставляет жену
Если все обстоит наоборот и муж расторгает брак, женщине будет еще больнее. Когда муж говорит жене, что хочет развода, она испытывает никогда так сильно не ощущавшееся чувство отверженности. Не имеет значения, насколько он пытается смягчи ...