При выделении рас первого (боль­шие), второго (малые) и третьего порядка (подрас), а также антропологических типов руководствуются принципом таксоно­мической ценности расовых признаков в зависимости от времени формирования расового ствола (таксона) и территории, на ко­торой этот признак разграничивает группы людей.

Для установления таксономической ценности признака слу­жит время его образования — чем позже сформировался расо­вый признак, тем менее он пригоден для выделения основных рас. Степень пигментации, структурные особенности лица и го­ловы являются теми признаками, по которым дифференциация групп происходила с глубокой древности. Они лежат в основе выделения больших рас, т. е. первого порядка. При выборе раз­граничительного признака учитывается также его эпохальная изменчивость. Таким образом, время образования расового признака, широ­та его распространения, эпохальная изменчивость и сопряжен­ность с другими показателями являются основой для построе­ния иерархической расовой схемы.

В советской антропологии общепринята расовая классифи­кация Н.Н. Чебоксарова. Первоначально (1951) oн выделил 3 большие расы: экваториальную

, или австралоидную, евразийскую

, или европеоидную, азиатско-американскуюи 22 малые расы, или расы второго порядка. Большую европеоид­ную расу Н.Н. Чебоксаров подразделил на 5 малых рас: индо-средиземноморскую, атланто-балтийскую, среднеевропейскую, беломоро-балтийскую и балкано-кавказскую. Монголоидная большая раса представлена 9-ю расами второго порядка: северо­азиатской, арктической (эскимосской), дальневосточной, южно-азиатской, американской, уральской, южносибирской (туранской), полинезийской, курильской (айнской). Экваториальная раса первого порядка, согласно его номенклатуре, включает 8 малых рас: австралийскую, веддоидную, меланезийскую, негр­скую, негрнлльскую (центральноафрнканскую), бушменскую (южноафриканскую), эфиопскую (восточноафриканскую) и южноиндийскую (дравидийскую).


Другие материалы:

Высшие учебные заведения.
Центрами и рассадниками высшего общего образования являются университеты, как учреждения, имеющие своими задачами изучение, разработку и распространение научных знаний. Разнообразие и сложность человеческих знаний, распадающихся на отдель ...

Объект и субъект социальной работы в уголовно-исполнительной системе
Объектом социальной работы являются люди, которые оказываются в сложной жизненной ситуации и не способны самостоятельно разрешить возникшие перед ними проблемы по социальной адаптации к изменившимся условиям жизнедеятельности. Это могут б ...

Методы мотивации и стимуляции в социально-культурной деятельности
Поскольку любая из организационных и координационных технологий самым непосредственным образом связана с активизацией человеческого фактора, грамотным использованием кадрового ресурса, постольку каждая социально-культурная инициатива, фор ...