Коррекционное воспитание
Страница 1

Коррекционное воспитание - создание условий для приспособления к жизни в социуме, пре­одоления или ослабления недостатков или дефектов развития отдельных категорий людей в специально соз­данных для этого организациях.

Этот вид воспитания необходим и реализуется по отношению к ряду категорий жертв неблагоприятных условий социализации: определенным группам инвалидов; детям, лишенным речи, зре­ния, слуха или имеющим тяжелые недостатки в их развитии, а также имеющим тяжелые формы недоразвитости мозга и сущест­венные задержки или дефекты психического развития; отдельным категориям правонарушителей.

Коррекционное воспитание осуществляется в специальных ор­ганизациях (закрытого и открытого типа), специализирующихся на воспитании определенных категорий детей, подростков, юношей. Это и закрытые специнтернаты, и школы-интернаты, и санаторно-лечебные учреждения, и центры адаптации и реабилитации и др.

Ряд групп инвалидов, а также детей с за­держками в развитии, не имеющих органических поражений моз­га, необходимо воспитывать в организациях социального воспи­тания, создавая специальные дополнительные условия для вырав­нивания их развития.

Задачи и содержание коррекционного воспитания зависят от характера и степени тяжести аномалии в развитии ребенка. В наи­более тяжелых случаях речь может идти лишь об элементарном приспособлении ребенка к жизни в ближайшем социуме (напри­мер, обучение гигиеническим умениям, умениям самостоятельно принимать пищу и т. п. детей, страдающих тяжелым аутизмом и некоторыми другими аномалиями).

В менее тяжелых случаях, не связанных с органическими пора­жениями систем и органов, речь идет о максимально возможном для конкретной аномалии и конкретного ребенка развитии дефектных функций и параллельной адаптации ребенка к жизни в доступных пределах. Особое значение имеет развитие и использо­вание компенсаторных возможностей ребенка. Так, глухих детей учат произношению, словесной речи, чтению.

С точки зрения субъект-субъектного подхода адаптация - это способность человека активно взаимодействовать с социальной сре­дой и использовать ее потенциал для собственного развития. Для этого необходимо развитие социально значимых способностей.

В связи с этим необходима специальная работа по переориен­тации отношения человека к своей судьбе. Это становится реаль­ным, если у него формируются определенные социальные уста­новки на себя, свое настоящее и возможное будущее, на окру­жающих, на различные сферы жизнедеятельности и отношений как на потенциальные сферы самореализации. Большую роль может сыграть обучение целеполаганию, раскрытие перед человеком спектра позитивных, реальных конкретно для него жизненных целей. Очень важным аспектом коррекционного воспитания ста­новится работа с семьей и ближайшим окружением, ибо от них зависит, получат ли подкрепление усилия, прилагаемые воспита­телями или, наоборот, они будут блокироваться.

Особое место занимает перевоспитание, которое в идеале вклю­чает в себя коррекцию личностных свойств, установок, ценност­ных ориентации ряда категорий правонарушителей и адаптацию их к просоциальной жизнедеятельности. Поскольку среди право­нарушителей немало ребят с различными дефектами и отклонениями в развитии, постольку перевоспитание реально лишь при сочетании медицинских, психологических и педагогических мер.

Коррекционное воспитание становится более эффективным в том случае, если в обществе создаются условия для вовлечения детей, подростков, юношей (да и взрослых) в участие в различных сферах социальной практики. Так, в последние десятилетия раз­вернулась большая работа по вовлечению инвалидов в спортив­ные соревнования, конкурсы музыкантов, умельцев и т. д. (вплоть до международного уровня). Все это способствует их социальной реабилитации. Аналогичные тенденции можно отметить в соци­альной практике развитых стран и по отношению к некоторым другим типам жертв неблагоприятных условий социализации.

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Семейное консультирование как технология социальной работы с семьей
В последние годы усилилось внимание к изучению семьи как воспитательного института со стороны педагогики, психологии, социологии и других наук. Однако возможности ученых в исследовании ограничены тем, что семья представляет собой достаточ ...

Классовая борьба и господствующие идеи данного времени
В.И. Ленин в статье «Марксизм и ревизионизм» приводит известное изречение, гласящее, что если бы геометрические аксиомы задевали интересы людей, то они опровергались бы. Естественнонаучные теории, задевавшие старые предрассудки теологии, ...

Классификация вопросов анкеты
Вопросы анкеты различаются между собой по содержанию и форме. Деление вопросов по содержанию обусловлено характером информации, которую представляет ответ на тот или иной вопрос. Информация о фактах и отношении к ним, о нормах и мотивах ...