Коррекционное воспитание
Страница 1

Коррекционное воспитание - создание условий для приспособления к жизни в социуме, пре­одоления или ослабления недостатков или дефектов развития отдельных категорий людей в специально соз­данных для этого организациях.

Этот вид воспитания необходим и реализуется по отношению к ряду категорий жертв неблагоприятных условий социализации: определенным группам инвалидов; детям, лишенным речи, зре­ния, слуха или имеющим тяжелые недостатки в их развитии, а также имеющим тяжелые формы недоразвитости мозга и сущест­венные задержки или дефекты психического развития; отдельным категориям правонарушителей.

Коррекционное воспитание осуществляется в специальных ор­ганизациях (закрытого и открытого типа), специализирующихся на воспитании определенных категорий детей, подростков, юношей. Это и закрытые специнтернаты, и школы-интернаты, и санаторно-лечебные учреждения, и центры адаптации и реабилитации и др.

Ряд групп инвалидов, а также детей с за­держками в развитии, не имеющих органических поражений моз­га, необходимо воспитывать в организациях социального воспи­тания, создавая специальные дополнительные условия для вырав­нивания их развития.

Задачи и содержание коррекционного воспитания зависят от характера и степени тяжести аномалии в развитии ребенка. В наи­более тяжелых случаях речь может идти лишь об элементарном приспособлении ребенка к жизни в ближайшем социуме (напри­мер, обучение гигиеническим умениям, умениям самостоятельно принимать пищу и т. п. детей, страдающих тяжелым аутизмом и некоторыми другими аномалиями).

В менее тяжелых случаях, не связанных с органическими пора­жениями систем и органов, речь идет о максимально возможном для конкретной аномалии и конкретного ребенка развитии дефектных функций и параллельной адаптации ребенка к жизни в доступных пределах. Особое значение имеет развитие и использо­вание компенсаторных возможностей ребенка. Так, глухих детей учат произношению, словесной речи, чтению.

С точки зрения субъект-субъектного подхода адаптация - это способность человека активно взаимодействовать с социальной сре­дой и использовать ее потенциал для собственного развития. Для этого необходимо развитие социально значимых способностей.

В связи с этим необходима специальная работа по переориен­тации отношения человека к своей судьбе. Это становится реаль­ным, если у него формируются определенные социальные уста­новки на себя, свое настоящее и возможное будущее, на окру­жающих, на различные сферы жизнедеятельности и отношений как на потенциальные сферы самореализации. Большую роль может сыграть обучение целеполаганию, раскрытие перед человеком спектра позитивных, реальных конкретно для него жизненных целей. Очень важным аспектом коррекционного воспитания ста­новится работа с семьей и ближайшим окружением, ибо от них зависит, получат ли подкрепление усилия, прилагаемые воспита­телями или, наоборот, они будут блокироваться.

Особое место занимает перевоспитание, которое в идеале вклю­чает в себя коррекцию личностных свойств, установок, ценност­ных ориентации ряда категорий правонарушителей и адаптацию их к просоциальной жизнедеятельности. Поскольку среди право­нарушителей немало ребят с различными дефектами и отклонениями в развитии, постольку перевоспитание реально лишь при сочетании медицинских, психологических и педагогических мер.

Коррекционное воспитание становится более эффективным в том случае, если в обществе создаются условия для вовлечения детей, подростков, юношей (да и взрослых) в участие в различных сферах социальной практики. Так, в последние десятилетия раз­вернулась большая работа по вовлечению инвалидов в спортив­ные соревнования, конкурсы музыкантов, умельцев и т. д. (вплоть до международного уровня). Все это способствует их социальной реабилитации. Аналогичные тенденции можно отметить в соци­альной практике развитых стран и по отношению к некоторым другим типам жертв неблагоприятных условий социализации.

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Анализ реализации и предложения совершенствования по реализации ПНП "Здоровье". Анализ реализации Приоритетного национального проекта "Здоровье" в Кировской области
Анализ параметров реализации проекта за 2009 год выявил изменения демографических показателей: рождаемость составила 10,8 на 1000 населения (в 2007 г. за данный период - 9,8), т.е. выросла на 10,2%. Важный фактор успешной реализации нацп ...

Общая характеристика населения. Формирование и тенденции изменения численности и состава населения
В формировании сложного комплекса демографических явлений, определяющих характер процессов воспроизводства населения, решающую роль играют социально-экономические факторы, воздействующие на эти явления через условия жизни отдельных людей ...

Структура образования
Система образования РФ — это совокупность системы преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов разного уровня и направленности; сеть реализующих их образовательных учреждений различных организационно ...