Возрастная специфика социально-психологической работы с осужденными
Страница 3

Такие молодые осужденные чаще всего без навыков самодисциплины испытывают большие трудности на первом этапе отбывания наказания, что делает их опасными для администрации и самих себя. Однако когда устанавливается личностно значимая для осужденного коммуникация между ним и конкретным сотрудником администрации ИУ адаптация и дальнейшее отбывание наказания происходит значительно лучше.

Таким образом, можно предположить, и практика работы с осужденными это подтверждает, что группы типологии осужденных можно разделить следующим образом:

1. Осужденные с максимально выраженными признаками неконструктивной адаптации (с высокой степенью социально-психологического отчуждения). Мотивация к право послушному поведению или отсутствует или связана со страхом перед еще более строгим наказанием и психологической усталостью от уголовного преследования государства.

Первая возрастная группа (для общего режима 18-30лет): признаки отсутствия родительской семьи как института (длительный срок проживания вне семьи, побеги из дома, ранние судимости). Признаки не успешности образовательного и профессионального пути (раннее прекращение учебы, длительный период не работал и не учился). Отсутствие навыков общения в социально положительной среде неформального общения (длительное употребление наркотиков). «Центром тяжести» формирования социально неконструктивной адаптации (девиантного поведения) является невыполнение семьей осужденного (родителями или лицами их замещающими) своих социально-психологических функций, формирование психологического отчуждения от ценностей семьи и такого способа социальной адаптации, который является социально неконструктивным, хотя личностно приемлемым (на тот момент).

Вторая возрастная группа (30, 35 –55 лет): признаки неконструктивной адаптации вследствие психологического отчуждения от ценностей, прежде всего, добросовестного регулярного общественно полезного труда. Данный процесс сопровождается неумением и нежеланием личности прилагать усилия к устойчивому взаимодействию в формализованном коллективе и семьи, как следствие несформированности стереотипов семейно-брачного поведения в прошлом и деструкции ответственности за близких.

Третья возрастная группа (старше 55 лет): аналогично вышеизложенному, с той только разницей, что для этого возраста определяющими поведение факторами является характеристики семьи и профессионального пути детей.

В ИК общего режима такие осужденные адаптируются в зависимости от последовательности администрации в проведении исправительной политики: становятся на путь жесткой оппозиции, а там, где отсутствует последовательная воспитательная политика администрации, образуют так называемое «болото» с высокой степенью криминального заражения. Социальная ориентация отличается не криминальностью, а скорее воинствующей инфантильностью: не желанием прилагать личностные усилия для достижения социально приветствуемого результата. Именно поэтому именно эта категория является постоянным поставщиков членовредителей и суицидентов (шантажного типа).

По мнению Н.А. Деевой наибольшая степень психологического отчуждения устойчиво коррелирует с выраженными признаками микро социальной неустроенности (нищеты, аморального поведения родителей, отсутствия подобающего возрасту образования, профессиональных умений и опыта), а также с наличием психической патологии. Преступный путь таких осужденных начинается достаточно рано (с 13-14 лет и ранее), сопровождается побегами из дома, ранним употреблением токсических (одурманивающих) веществ. Мышление логически примитивно (носит скорее магический характер), хотя навыки социально-стихийного взаимодействия весьма высоки.

Для осужденных этой диагностической группы среднего возраста также присущи социальные характеристики, безошибочно указывающие на повышенную степень психологического отчуждения (многочисленные судимости, длительное проживание вне брака, неустойчивый профессиональный путь и т.д.)

Страницы: 1 2 3 4


Другие материалы:

Процесс социализации
Социализация - начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения индивидом социальных норм и ценностей того общества, к которому он принадлежит. Социализация охватывает все социальные процессы, благодаря ...

Исторический процесс и его участники
Исторический процесс– это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей. Исторические факты– основа исторического процесса: - любой исторический факт представляет собой эл ...

Социально-педагогическая виктимология
Социально-педагогическая виктимология - отрасль знания, входящая как составная часть в социальную педагогику, изучающая различные категории людей - реальных или потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации. Термин введен в соц ...