Подростковая субкультура в системе современного информационно-техногенного
общества. Общая характеристика подростковой субкультурыСтраница 1
В общем смысле под субкультурой понимают систему ценностей, моделей поведения, жизненного стиля какой-либо социальной группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры. Субкультура возникает как позитивная или негативная реакция на господствующую в обществе культуру и социальную структуру среди различных социальных слоев и возрастных групп.
В узком смысле, субкультура – это один из компонентов культуры как системы выражения ее социокультурной самоорганизации на разных уровнях. Субкультура – форма жизнедеятельности групп и общностей, являющихся носителями собственных специфических ценностей, норм, интересов, отношений, поведенческих традиций, артефактов (в виде элементов моды, дизайна среды).
Одним из самых распространенных принципов образования субкультуры является возрастной принцип, поэтому можно говорить о подростковой культуре в общей системе культуры. Подростковая субкультура – это своеобразная попытка построить сообщество сверстников-единомышленников и утвердить свой собственный образ жизни, отличающийся как от детского, так и взрослого.
Для подростков (социальная группа от 12 до 16 лет) субкультура выполняет функции выбора и нахождения собственных норм поведения и общения в ситуациях освоения новых социально-культурных ролей.
Подростковый возраст отличается большей самостоятельностью, рассудительностью, ответственностью, но возникают и негативные изменения в поведении: дерзость, нетерпимость, обидчивость, неадекватная самооценка. На этом пути возможна дезорганизация поведения индивида, начиная от незначительных форм до совершения преступлений, чему соответствуют типы поведения: отклоняющиеся (неадекватное поведение, нарушение некоторых норм), девиантное (нарушение порядка) и делинкветное (совершение правонарушений). Такое отчуждение возникает тогда, когда подросток не видит возможности реализовать свои интересы и ожидания.
Подростковый возраст является особенным и отличным от других возрастов. Так Э.Эриксон особенно выделяет этот возраст, который характеризуется появлением чувства неповторимости, индивидуальности, непохожести на других («идентичности»)[1]. Корень «рост» особым образом подчеркивает эту уникальность. Чтобы выйти в состояние ростка, семенному зародышу необходимо освоить и преодолеть в первую очередь пределы семени. Прорываясь в состояние ростка к свету, растения начинает строить себя в пределах природных условий. Иными словами, ребенку предстоит освоить и преодолеть свою телесную ограниченность, толщу житейских, культурных, социальных наносов, чтобы «подростком» прорваться в мир и к самому себе[2].
Переход от детства к взрослости обычно подразделяется на два периода: подростковый возраст (отрочество) и юность. Хронологические границы этого периода разными исследователями воспринимаются не одинаково. Например, в отечественной социологии возраст от 14 до 18 лет называется подростковым, в психологии 16-18-летних считают юношами.
Возрастная терминология никогда не была однозначной. В Толковом словаре В.Даля «подросток» определяется как «дитя на подросте», около 14-15 лет, а «юноша» - как молодой, малый, парень от 15 до 20 лет и более. Между тем герою романа Ф.М. Достоевского «Подросток» уже исполнилось 20 лет. В древнерусском языке слово «отрок» обозначало и дитя, и подростка, и юношу. Таким образом, границы между отрочеством и юностью довольно-таки размыты.
Отрочество как отдельная особая возрастная категория выявилась не сразу. Так социолог Филипп Ариес в своем труде по истории ребенка и семейной жизни во Франции, пишет о том, что в доиндустриальной Европе не существовало различия между детством и отрочеством. Ариес считает, «датой рождения» отрочества период 1900-х гг., тогда когда отрочество в Европе стало общим явлением только в конце первой мировой войны, когда солдаты противопоставляли себя прежним поколениям. С этого момента отрочество распространилось, растянулось во времени, оттесняя детство вверх по течению жизни, а зрелость – вниз. Таким образом, совершился переход от эпохи без отрочества к эпохе ХХ в., когда отрочество становится любимым возрастом[3].
На рубеже ХIX – XX веков, разные социологи и психологи определяют возрастные категории подросткового периода по-разному. Например, американский психолог Арнольд Гезелл (1880-1961) определял подростковый возраст от 11 до 21 года. А Пиаже, швейцарский психолог (1896-1980), определяет подростковый возраст 12—15 лет[4].
М.Кле в книге «Психология подростка» пишет: «Отрочество – это период жизни, лежащий между детством и взрослостью. Основным событием отрочества является постепенное включение в мир взрослых…»[5].
В начале подросткового возраста у ребенка появляется и усиливается стремление быть похожим на старших, детей и взрослых, причем такое желание становится настолько сильным, что, форсируя события, подросток иногда преждевременно начинает считать себя уже взрослым, требуя соответственного обращения с собой как со взрослым человеком. В то же время он еще далеко не во всем отвечает требованиям взрослости. Приобрести качества взрослости стремятся все без исключения подростки. Видя проявления этих качеств у старших людей, подросток часто некритически подражает им. Собственное стремление подростков к взрослости усиливается за счет того, что и сами взрослые начинают относиться к подросткам уже не как к детям, а более серьезно и требовательно. С подростка спрашивают больше, чем с младшего школьника, но ему многое и разрешается из того, что не позволяется первоклассникам. Например, подросток гораздо больше, чем младший школьник, может находиться вне дома, на улице, в компании друзей и среди взрослых. Ему позволено участвовать в таких ситуациях, к которым обычно младшие школьники не допускаются. Этим подтверждается более равноправное и независимое положение подростка в системе человеческих отношений. Все это вместе взятое порождает у подростка представление о себе как о человеке, переставшем быть ребенком, перешагнувшем за порог детства. Новый этап в развитии этой формы научения у подростков начинается с подражания внешним атрибутам взрослости.
Другие материалы:
Высшее образование
Высшая школа рассматривается как одна из основных ценностей, без которых невозможно дальнейшее развитие общества. В настоящее время за счет образования развитые страны получают до 40 % прироста валового национального продукта.
Роль высше ...
Основополагающая роль морали в социальной работе
Большое значение в социальной работе имеет высокий уровень моральности социального работника, который является необходимым условием успешной профессиональной деятельности, так как только высокоморальный человек способен наиболее адекватно ...
Организация досуга как один из методов социальной работы в Сущевском
сельском поселении
Права пожилых людей в области культуры и образования рассматриваются в контексте конституционных гарантий на их вовлечение в активную культурно-досуговую и образовательную деятельность независимо от пола, национальности, происхождения, со ...