Образовательные технологии. Образование как целостная социально-культурная технология
Страница 1

Социологическая информация » Социально-культурная деятельность » Образовательные технологии. Образование как целостная социально-культурная технология

Поскольку образование, как отмечалось в предыдущих разделах, относится к ведущим видам общественной практики социально-культурной деятельности, постольку и образовательные технологии являются важнейшей составляющей современного социокультурного пространства на любом уровне - от федерального масштаба до уровня отдельно взятого образовательного учреждения.

Сегодня мы являемся свидетелями характерной тенденции развития современного образования. Образование из услуги, предоставляемой профессионалами-одиночками, превращается - благодаря содружеству высококвалифицированных специалкстов разного уровня и профиля - в технологию социокультурного развития.

В связи с этим возникает вопрос: какова эффективность образова- j тельных социально-культурных технологий? Хотя главное абсолютно понятно и вполне очевидно: только в таком качестве образованию под силу выполнить практическую роль системы, способной эффективно | противостоять антидуховным процессам и тенденциям роста асоциального поведения в подростковой и молодежной среде. В этом оно и проявляет себя как социокультурная технология.

Именно поэтому характерной чертой для многих, в том числе школьных, образовательных программ, принятых в последние годы, стал их необычайно широкий социально-культурный контекст, а, по мнению многих представителей современной педагогической науки, само образование, если исходить из его общественного назначения, может рассматриваться как целостная социально-культурная технология, преследующая цели социализации, воспитания и духовного развития подрастающего поколения.

Педагоги четко осознали, в чем может быть, помимо оказания учебных услуг, их вклад (который даже трудно оценить) в организацию социальной и социокультурной жизни в каждом регионе. Это как раз и есть те моменты, которые касаются социализации молодежи, сохранения здоровья детей, формирования и накопления культурного и духовно-нравственного потенциала. Уже сейчас есть много школ, где проводится такая работа, но она требует еще специальных технологических разработок.

Мы действительно исходим из того, что образование в современных условиях - это единственная социокультурная технология, которая может обеспечить эволюцию менталитета российских людей, и нет никакой другой сферы, способной так организовать ее.

Учеными подмечено, что педагогическая практика вбирает в себя некоторые элементы театральной, актерской техники. Еще А.С. Макаренко неоднократно указывал на общее между педагогом и актером, имея в виду общность их некоторых профессиональных умений. В свою очередь, педагогическая практика содержит в себе ряд элементов, которые составляют частичное содержание профессионального мастерства ряда других, в том числе социально-культурных, по сути, профессий -тренера, менеджера, политика и других.

Само структурирование содержательного материала в большинстве социально-культурных технологий производится по педагогическим канонам: обозначаются основные педагогические категории, указываются ключевые профессиональные, педагогические, по существу, умения и навыки менеджеров, тренеров, технологов, режиссеров, обеспечивающие педагогическое решение той или иной проблемы или вопроса, предлагается некоторый набор учебных средств, а далее выдерживается педагогическая логика характерного для многих социально-культурных общностей студийного обучения.

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Характеристики и факторы протекания конфликтов
Характеристики конфликта · насильственность · интенсивность (определяется степенью вовлеченности в конфликт, это связано со значимостью исхода конфликта для участников) Факторы конфликта Связаны с состоянием социальных систем, в котор ...

Социально-защитные и реабилитационные технологии. Сущность и общая характеристика
Сфера культуры, искусства, образования, досуга, спорта характеризуется наличием различных по содержанию и направленности социально-защитных, реабилитационных (адаптационных, анимационных, коррекционных) технологий. Исторически в традиция ...

О понятии «взаимодействие»
В наиболее общем виде взаимодействие можно рассматривать как организацию совместных действий индивидов, групп и организаций, позволяющую им реализовать какую-либо общую для них работу. Организуется взаимодействие в контактных группах - в ...