Методика диагностики личности

Социологическая информация » Социальная педагогика » Методика диагностики личности

Диагностическая функция — одна из основных в деятельности социального педагога. Согласно Методическому письму «О соци­ально-педагогической работе с детьми» (1993), она предполагает постановку «социального» диагноза, для чего проводится изуче­ние личностных особенностей и социально-бытовых условий жиз­ни детей, семьи, социального окружения, выявление позитив­ных и негативных влияний, проблем.

Диагностика — общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом процессе или объекте.

Диагностика — важнейший компонент социальной техноло­гии (цель—диагноз — прогноз — программа — внедрение—анализ). Вместе с тем в практике социальной деятельности сформирова­лись собственно технологии диагностики, которые включают принципы, алгоритм процедур и способов проверки различных методов исследования. Алгоритм процедур типовой технологии пред­полагает:

-ознакомление с клиентом, постановку задач, выделение пред­мета диагностики, выбор основных показателей или критериев;

-измерение и анализ показателей;

-формулирование и оформление выводов, заключение, постановку социального диагноза.

Одним из объектов диагностики выступает личность (ребенка, взрослого). В рамках социально-педагогической диагностики лич­ности необходимо:

-выявление специфических социальных качеств, особеннос­тей развития и поведения;

-уточнение социальной ситуации развития;

-определение степени развитости или деформации различных свойств и качеств, обусловленных прежде всего включением че­ловека в различные социальные связи;

-ранжирование, описание диагностируемых особенностей кли­ента, построение «социального портрета» личности.

В числе обязательных документов, составляемых социальным педагогом, — медико-психолого-педагогическая характеристика подопечных, которая относится к числу документов внутреннего пользования и не подлежит огласке.

Реализуя диагностическую функцию, социальный педагог ру­ководствуется в своей деятельности следующими требованиями:

соблюдать общие технологические требования: определить цель, выбрать наиболее эффективный диагностический инструмента­рий, непосредственно получить данные и провести их отбор, пе­реработать и интерпретировать данные, установить диагноз, составить про­гноз развития ситуации и определить содержание социально-пе­дагогической деятельности с конкретным подопечным;

соблюдать этические нормы;

защищать интересы подопечного: соблюдать принцип доброволь­ности при обследовании; сообщать обследуемому цели изучения; информировать его о том, кто будет ознакомлен с полученными данными; знакомить его с результатами исследования, предо­ставляя ему возможность некоторой корректировки этих резуль­татов, а также в собственно педагогических целях;

обладать профессиональной компетенцией: знать теоретические основы, используемые средства диагностики; вести картотеки ис­пользуемых методов, квалификационных нормативов, соблюдать профессиональную этику (сохранять втайне результаты, не до­пускать непрофессионалов к осуществлению методик и т.п.).

Социальный педагог может самостоятельно выполнять диаг­ностические операции, а также прибегать к услугам специалис­тов, применяя их данные в своей работе. Разные лица могут ис­пользовать диагностические данные с разными целями:

-социальный педагог — для последующей работы с данным по­допечным;

-специалисты-смежники — для формулирования администра­тивного решения, постановки профильного или комплексного диагноза;

-сам подопечный — в целях саморазвития, коррекции поведе­ния и т.п.

Результаты диагностической деятельности оформляются со­циальным педагогом в единую «Карту-характеристику личнос­ти», «Медико-психолого-педагогическую характеристику лич­ности» и т.п. Единого образца данного вида документов в на­стоящее время нет. Существуют различные варианты, возмож­но комбинирование или создание собственного варианта, который бы отвечал практическим задачам деятельности.

Для составления этих и подобных карт-характеристик личнос­ти социальный педагог может использовать широкий спектр ди­агностических методик: социально-психологических, психологи­ческих, социологических, педагогических, медицинских.


Другие материалы:

Компьютер и инвалиды.
Одна из наиболее перспективных областей применения вычислительной техники связана с помощью инвалидам, т.е. слепым, глухим, людям, лишённым возможности передвигаться, или с другими физическими недостатками использовать компьютер для общен ...

Задачи социализации
Условно Мудриком б. выделены 3 гр-ы задач, решаемых челом на кажд.возрастном этапе/эта­пе соц-ции: естественно-кул-ые, соц-кул-ные и соц-психол-кие. Естественно-культурные задачи - достижение определенного уровня физического и сексуально ...

Актуальные проблемы семейных отношений
Проходит свадьба, наступают будни реальной жизни, - и тогда оказывается, что свои судьбы соединили совершенно незнакомые друг другу люди. Какова же судьба такого брака? Для того чтобы ответить на этот вопрос, более правильным вопросом для ...