Причины социального сиротства
Страница 1

Сиротство как социальное явление можно наблюдать на всем протяжении существования человеческого общества. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия и другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Видимо с возникновением классового общества появляется и так называемое социальное сиротство, когда дети лишаются попечения родителей в силу не желания или невозможности последними осуществлять родительские обязанности, в результате чего родители отказываются от ребенка или устраняются от его воспитания. В Библии и других литературных источниках древностей имеются упоминания об отказах родителей от своих детей, о подкидышах, воспитывающихся в чужих семьях. Однако только с середины ХХ века социальное сиротство стало приобретать угрожающие масштабы.

С конца ХХ века Российское общество переживает становление новой государственности, реформирование коренных структур жизнеобеспечения и вместе с этим - глубочайший политический и экономический кризис, повлекший за собой падение уровня жизни, увеличение числа неблагополучных семей, т.е. семей, где один или оба из родителей пьянствуют, тунеядствуют, занимаются попрошайничеством, воровством, проституцией и т.д. В ситуации кризиса наглядно проявилось подлинное отношение государства к семье и детям. Современная семья переживает сложный этап эволюции, снижается ее социальный статус, семья стала социальной жертвой экономических реформ. Негласно подразумевается, что в ситуации утраты эффективной системы поддержки семьи с детьми именно семья должна неукоснительно продолжать выполнять не только репродуктивную, но и воспитательную функцию и занимать пространства, оставленные государством на месте былой детской инфраструктуры, социального, образовательного, культурного и медицинского сервиса, не поддающегося приватизации.

Если богатые и состоятельные семьи еще способны найти на рынке средства к существованию, образованию, то бедные и особенно нищие слои населения (имеющие средств менее половины существующего прожиточного минимума) нередко выбрасывают в общество и криминальную среду целую армию "генералов песчаных карьеров".

К перечисленным причинам современного сиротства необходимо добавит следующие: во-первых, это увеличение масштабов отказничества, вызванное страхом родителей перед будущим, недостатков доходов и отсутствие жилья и занятости, что происходит в легальной и нелегальной форме (дети - подкидыши, дети, "забытые" в клиниках или проданные другим лицам); во-вторых, лишение родительских прав - 40 тыс. в год; и в-третьих, утрата родителями вследствие социальных потрясений или стихийных бедствий, которые вынуждают население к хаотической миграции.

Последствия государственного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление \ удочерение, под опеку \ попечительство или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности - в соответствующее учреждение для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Не смотря на то, что в области государственных учреждений для детей-сирот происходят заметные позитивные изменения (дифференциация детских домов, развитие социальных приютов и социально - реабилитационных центров для несовершеннолетних, центров помощи, т.е. так называемых "социозащитных учреждений социального обслуживания семьи и детей" (11 с.18), число которых только в Свердловской области достигло 75), проблема формирования личности ребенка в условиях закрытого учреждения остается весьма острой и актуальной. Исследования показывают, что лишение материнской заботы ведет к задержке развития ребенка и может проявляться симптомами психических и физических заболеваний. Изоляция ребенка от матери от 0 до 3 лет обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллекта и личностных функций, которые не подлежат исправлению. Постоянная смена микросоциальной среды (дом ребенка - дошкольный детский дом - детский дом для детей школьного возраста) наносят существенный ущерб психике ребенка, ухудшается его здоровье. Дети, воспитывающие в интернатных учреждениях в своем большинстве отстают от сверстников в психо-физическом развитии. Они позже начинают ходить и говорить, чаще болеют, хуже учатся. Только 20% воспитанников сиротских учреждений могут учиться по программе массовых школ.

Страницы: 1 2 3


Другие материалы:

Семья как социально-культурный институт
Исторически семья по своей сути была и остается начальной структурной единицей общества и одновременно традиционно ведущим социально-культурным институтом. Она представляет собой первичный социально-культурный коллектив детей и взрослых, ...

Программа занятости населения - инструмент реализации социальной политики города
Проведение активной государственной политики занятости населения Республики Башкортостан направлено на: - обеспечение равных возможностей всем гражданам, проживающим на территории Республики Башкортостан в реализации права на труд и своб ...

Политическое сознание и особенности его формирования. Понятие, структура, виды политического сознания
В содержательном отношении большинство исследователей рассматривает политическое сознание как многомерное, неоднородное, внутренне противоречивое, многоуровневое образование, в обобщенной форме отражающее степень знакомства субъекта с пол ...