Возрастная специфика социально-психологической работы с осужденными
Страница 2

Преступное поведение в этом возрасте может быть двух видов: как продолжение (усугубление) неконструктивной адаптации, начавшейся в предыдущий период и как «сбой» в положительной адаптации, при отсутствии криминального опыта в прошлом. Осужденные первой группы отличаются, как правило, стойкой антисоциальной направленностью личности.

В другом случае, как отмечает В.М. Рожков [28.С.115] при отсутствии ярко выраженных антисоциальных установок и понимании, что их жизнь организована не так, как это принято в обществе, характерно не умение и не желание прилагать какие бы то ни было усилия для создания устойчивых социально положительных связей. Негативный опыт положительного социального общения в сочетании со слабостью личности осужденных привели к тому, что традиционные социальные ценности (семьи, коллектива, труда и т.д.) привлекательными для осужденных не являются. Однако данный негативный опыт не является настолько тяжелым, что бы сформировалась ярко выраженная враждебность личности к обществу с проявлением ее в уголовных традициях. Поэтому у таких осужденных присутствует подспудная установка строить свое поведение социально приемлемым способом, не прилагая усилий для создания прочных социально положительных отношений, одновременно не показывать себя как убежденного врага государства (матерого уголовника) со всеми вытекающими последствиями.

В рамках данной возрастной группы можно выделить отдельную подгруппу: до 35 лет, когда человек еще может сделать выбор между увеличением дистанции от общества («махнуть рукой» на возможность организовать свою жизнь, так как это принято в обществе) и дальнейшими усилиями в этом направлении.

При работе с осужденными указанной возрастной группы необходимо иметь в виду возможность рецидива после освобождения по психологическим причинам, именно в силу особенностей процесса идентификации у осужденных этой возрастной группы: связывать себя именно с тюремной системой

Таким образом, главное психологическое умение, которое «поражается» при углублении не конструктивности адаптации в среднем возрасте - это способность человека взаимодействовать в коллективе, то есть использую официально введенные нормы и правила (как продолжение неконструктивной адаптации в более раннем возрасте).

В работе с осужденными третьей возрастной группы (старше 55 лет) необходимо учитывать, прежде всего, возрастные изменения и особенность представленности возрастного фактора в ИУ. В литературе широко освещен факт зависимости характера мышления, душевного здоровья престарелого человека от понимания смысла собственной жизни, а также от его роли в актуальном микроокружении как носителя жизненных ценностей.

Практика работы показывает, что если отсутствует процесс усложнения потребностей в направлении вычленения духовных, то личность пожилого человека очень быстро становится чрезвычайно примитивной.

Основные социальные ценности в данном возрастном периоде присутствуют в «свернутом» виде именно непреходящих духовных ценностей, носителем которых может стать человек только по достижению определенного возраста.

К сожалению, в реальности с такими примерами приходиться сталкиваться крайне редко. Чаще всего, а именно в колонии, для лиц этого возраста характерны крайняя примитивность личности как отражение сочетания естественных физиологических процессов (старческая астеничность) и неразвитости личности (что проявляется в детскости психики – плаксивости, истероидности и т. д.)

В обычной жизни люди разных возрастов в неформальной среде сталкиваются крайне редко, все общение сводится к разговорам в курилке во время перерывов. И это естественно, так как в однородной культурной среде (христианской) традиционная ценностная тематика у представителей разных возрастных групп реализуется совершенно по-разному.

В своих трудах авторы А.Д. Глоточкин, В.Ф. Пирожков говорят о том, что в исправительных учреждениях в постоянный процесс коммуникации задействованы люди самых разных возрастов. Особенно это обстоятельство актуально для колоний общего режима. Характерной чертой коммуникативного процесса в исправительном учреждении является то обстоятельство, что те социально положительные характеристики, с которыми традиционно ассоциируется зрелый возраст (надежность, терпение, некоторая снисходительность и т. д.) здесь большого значения не имеют. Для того, что бы их культивировать необходимо постоянная связь с кем - то личностно значимым вне ИУ. Вне этих социально положительных и личностно значимых отношений лучше адаптироваться в ИУ имеют возможность осужденные с небольшим жизненным опытом.

Страницы: 1 2 3 4


Другие материалы:

Особенности зарубежного социально-педагогического опыта (на примере стран Западной Европы и США). Участие взрослых в воспитательном процессе
Эти особенности представляют интерес для соц педагога, так как в разных странах создана своя система соц работы с семьей и детьми, накоплен интересный опыт рабо­ты с больными детьми и семьями «риска», работы соц педагога в школе и микрора ...

Виды проектных технологий
Как определенный тип деятельности, проектирование обладает характерными признаками, позволяющими осуществить его классификацию, выделить в нем определенные группы. Разработка социально-культурного проекта начинается с поиска и оформления ...

Взаимосвязь социальной политики государства и политики организации
Деятельность государства приобретает в официальных документах все большую и большую социальную направленность, т.е. при определении приоритетов развития все более и более учитываются потребности человека как высшие ценности общества, в со ...