Возрастная специфика социально-психологической работы с осужденными
Страница 1

Особенности средовой адаптации человека в каждой возрастной группе разные.

Как отмечает такой автор, как А.Ю. Ушатиков [34.С.52] существуют разнообразные периодизации развития человека. Примем за основу следующую:

1. Период: несовершеннолетние осужденные (от 14-до 18 лет)

2. От 18 до 25-30 лет. То есть до обретения экономической и социальной самостоятельности. Психологически данный возраст характеризуется зависимостью от ценностей родительской семьи. Даже если человек с юношеского возраста (16-18 лет) экономически живет самостоятельно, до психологического кризиса 30 лет его поведение определяется не потребностями, которые прошли проверку временем и стали для него убеждениями, а необходимостью приспособления незрелой личности к психологически экстремальным обстоятельствам (Остаточными явлениями личностных реакций, повышенной тревожностью перед естественными ожиданиями общества, которые он не может, да и не хочет оправдывать, подогреваемой, кроме того, внутри личностными конфликтами).

Таким образом, каждый период характеризуется определенными психологическими задачами, которые человек должен решить, неважно, понимает он это или нет. Эти задачи заключаются, в период от 18 до 30 лет, прежде всего, в выработке на основе родительского воспитания собственных стереотипов семейно-брачного поведения, общения в нормативно-правовом пространстве и умение разумно регулировать проявления эмоционально-волевой сферы. Ценностным «ядром» данного периода является формирование четкого, хотя и некритичного понимания границ дозволенного с формированием способности к самодисциплине.

Общение в собственной семье в данный возрастной период несет на себе отпечаток личностной незрелости супругов и не имеет большого значения для формирования поведения человека, по сравнению с закономерностями родительской семьи.

Сфера коллектива, как правило, ограничивается ученическими или производственными в период овладения профессией и получения профессионального первоначального опыта. В этот период человек должен получить навыки взаимодействия с помощью правил, установленных извне (родителями, учителями, руководством, а также государством вообще). Ключевую роль при этом играют люди-носители этих норм. Неформальное общение в этом возрастном периоде также имеет характер обучения. Человек учится интуитивному общению. Реабилитационное значение для ИК имеет насущная потребность для этих осужденных в идентификации с личностно значимым объектом. Именно поэтому осужденные данной возрастной группы особенности общения с отдельными лицами и их оценки зачастую переносят на систему в целом.

Следующий возрастной период охватывает период зрелости (30-55лет).

Психологической особенностью этого возрастного периода, по мнению В.М. Рожкова, значимой является реализация потенциала на основе ценностных убеждений личности, как целевая характеристика данного возраста. Проблема в том, что бы эта реализация проявлялась в формах, способствующих личностному росту, имеющих общественное значение и разрешенных (не запрещенных) государством. Речь идет, прежде всего, о создании собственной семьи, о профессиональной состоятельности и о вне профессиональных занятиях.

Основы для реализации этого потенциала закладываются в более ранний период: должны быть сформированы стереотипы семейно-брачного поведения, заложен опыт гармоничного соотношения в личности отношений в формализованном коллективе и социальной стихии.

Опыт работы в мужской колонии общего режима показывает, что наибольшую степень не конструктивности в социальной адаптации демонстрируют осужденные с выраженными признаками психологического отчуждения от семейных ценностей. Как правило, это сочетается с длительным злоупотреблением алкоголем и наркотиков, многочисленными эпизодами преступлений (как и судимостями), устойчивым отсутствием стремления к профессиональному росту. Признаки отчуждения по сферам коллектива и неформального общения (при отсутствии ярко выраженных признаков отчуждения в семье) проявляют осужденные, как правило, с психической патологией, влияние которой не смогли компенсировать положительные отношения родственников и коллектива.

Страницы: 1 2 3 4


Другие материалы:

Мнение населения о «материнском капитале»
В связи с необходимостью узнать мнение населения о законе «о материнском капитале», нами был проведен опрос. Опрос проводился среди клиентов Красносельского территориального центра социальной помощи семье и детям. Целью исследования был ...

На чем стоять семье?
Брак – что орден иезуитов: не вступивший в него о нем ничего не знает, вступивший – обо всем молчит. Наверное, разведенный Продолжим тему о связи любви и создания семьи и попытаемся все-таки разобраться в этом вопросе. Если я вижу двух ...

Субкультура готов
В рамках данной субкультуры сложилась своеобразная философия. В целом для субкультуры готов характерна общая тенденция к театральности, эстетству, внимание к сверхъестественному и эксцентричному. Готы охотно заимствуют кладбищенскую, вамп ...