Возрастная специфика социально-психологической работы с осужденными
Страница 1

Особенности средовой адаптации человека в каждой возрастной группе разные.

Как отмечает такой автор, как А.Ю. Ушатиков [34.С.52] существуют разнообразные периодизации развития человека. Примем за основу следующую:

1. Период: несовершеннолетние осужденные (от 14-до 18 лет)

2. От 18 до 25-30 лет. То есть до обретения экономической и социальной самостоятельности. Психологически данный возраст характеризуется зависимостью от ценностей родительской семьи. Даже если человек с юношеского возраста (16-18 лет) экономически живет самостоятельно, до психологического кризиса 30 лет его поведение определяется не потребностями, которые прошли проверку временем и стали для него убеждениями, а необходимостью приспособления незрелой личности к психологически экстремальным обстоятельствам (Остаточными явлениями личностных реакций, повышенной тревожностью перед естественными ожиданиями общества, которые он не может, да и не хочет оправдывать, подогреваемой, кроме того, внутри личностными конфликтами).

Таким образом, каждый период характеризуется определенными психологическими задачами, которые человек должен решить, неважно, понимает он это или нет. Эти задачи заключаются, в период от 18 до 30 лет, прежде всего, в выработке на основе родительского воспитания собственных стереотипов семейно-брачного поведения, общения в нормативно-правовом пространстве и умение разумно регулировать проявления эмоционально-волевой сферы. Ценностным «ядром» данного периода является формирование четкого, хотя и некритичного понимания границ дозволенного с формированием способности к самодисциплине.

Общение в собственной семье в данный возрастной период несет на себе отпечаток личностной незрелости супругов и не имеет большого значения для формирования поведения человека, по сравнению с закономерностями родительской семьи.

Сфера коллектива, как правило, ограничивается ученическими или производственными в период овладения профессией и получения профессионального первоначального опыта. В этот период человек должен получить навыки взаимодействия с помощью правил, установленных извне (родителями, учителями, руководством, а также государством вообще). Ключевую роль при этом играют люди-носители этих норм. Неформальное общение в этом возрастном периоде также имеет характер обучения. Человек учится интуитивному общению. Реабилитационное значение для ИК имеет насущная потребность для этих осужденных в идентификации с личностно значимым объектом. Именно поэтому осужденные данной возрастной группы особенности общения с отдельными лицами и их оценки зачастую переносят на систему в целом.

Следующий возрастной период охватывает период зрелости (30-55лет).

Психологической особенностью этого возрастного периода, по мнению В.М. Рожкова, значимой является реализация потенциала на основе ценностных убеждений личности, как целевая характеристика данного возраста. Проблема в том, что бы эта реализация проявлялась в формах, способствующих личностному росту, имеющих общественное значение и разрешенных (не запрещенных) государством. Речь идет, прежде всего, о создании собственной семьи, о профессиональной состоятельности и о вне профессиональных занятиях.

Основы для реализации этого потенциала закладываются в более ранний период: должны быть сформированы стереотипы семейно-брачного поведения, заложен опыт гармоничного соотношения в личности отношений в формализованном коллективе и социальной стихии.

Опыт работы в мужской колонии общего режима показывает, что наибольшую степень не конструктивности в социальной адаптации демонстрируют осужденные с выраженными признаками психологического отчуждения от семейных ценностей. Как правило, это сочетается с длительным злоупотреблением алкоголем и наркотиков, многочисленными эпизодами преступлений (как и судимостями), устойчивым отсутствием стремления к профессиональному росту. Признаки отчуждения по сферам коллектива и неформального общения (при отсутствии ярко выраженных признаков отчуждения в семье) проявляют осужденные, как правило, с психической патологией, влияние которой не смогли компенсировать положительные отношения родственников и коллектива.

Страницы: 1 2 3 4


Другие материалы:

Ученые учреждения.
Под названием «ученых учреждений» разумеются такие установления, которые имеют своими задачами или специальную разработку тех или других отраслей науки (академии наук, ученые общества, съезды ученых), или содействие развитию наук и образо ...

Кризис института семьи
Истинно говорю вам; нельзя новое вино вливать в старые мехи. Евангелие Во всех цивилизованных странах, за исключением исламского мира, — острое неблагополучие в семейных отношениях. Главная причина та, что в новом историческом жизнеустр ...

Организационно-правовые формы социальной защиты лиц пожилого возраста в Костромской области. Нормативно-правовые формы социальной защиты лиц пожилого возраста в Костромской области
Социальная работа с пожилыми людьми имеет нормативно-правовую базу, которая служит основой для социальной защиты и социального обслуживания данной категории населения. Нормативно-правовая база, закрепляющая права, статус и положение пожил ...