История развития СП как науки
Страница 1

Социологическая информация » Социальная педагогика » История развития СП как науки

Термин «СП» был предложен нем.пед-гом Фридрихом Дистервегом в середине 19 в., но стал активно употребляться т. в начале 20 в.

Пед-ка возникла и разв-ась как теория и методика восп-ия детей в уч.-восп-ных учр-иях. С конца 18 в., когда в кач-ве относительно с/с-ого этапа развития л-ти стал выделяться ранний юношеский возраст, юноши и девушки также стали объектом вн-ия пед-ки.

Во 2 пол. 19 в. начинает расширяться заказ пед-ке и системе общ-ного восп-ния. Во-первых, в него по­следовательно «вкл-ется» восп-ие молодежи и более старших возрастных групп. Во-вторых, адаптация и перевосп-ние пред­ст-лей всех возрастных категорий зачастую не вписывающихся в соц.систему или нарушающих установленные в ней нормы.

Расширение заказа было св. с теми социокул-ыми пр-сами, к-ые происходили в Европе и Америке. Индустр-ция породила массовую миграцию сел.населения в го­рода, где оно оказалось неприспособ-ым для жизни в нов.условиях, зачастую не м. создать полноценных семей и дало всплеск преступности, аморального поведения, став основным по­ставщиком беспризорных, бродяг и нищих. В Америке положение усугублялось массовой иммиграцией из преимущественно слабо­развитых регионов Европы.

Урбанизация в Европе совпала со становлением национ.государств, а в Северной Америке - с форм-ем аме­р. нации. И то и другое объективно требовало культивирования опр-ных ценностей (провозглашаемых или подразу­меваемых как нац-ые) во всех соц-ых слоях, во всех возрастных гр-ах населения.

Церковь как трад-ный воспитатель, хотя и продолжала играть сущ-ную роль в ж-и людей, утратила монопольные позиции в сфере морали и восп-ия (кроме того, она далеко не сразу осознала появ-ие новых социокул-ых реалий).

Обр-лся вакуум, к-ый необх-мо было заполнить. Это и попытались сделать нек-ые педагоги, начав разрабаты­вать СП.

Педагогика дала свои ответы. Во-первых, появилась андрогогика - педагогика взрослых. Но она с самого начала (т. е. с сере­дины XIX в.) и по настоящее время занимается в основном про­блемами образования взрослых. В последние десятилетия от андрогогики отпочковалась герогогика (педагогика старости), которая стала заниматься главным образом различными вари­антами образования людей пожилого возраста. Во-вторых, в конце XIX в. зародились и в течение нашего столетия сформи­ровались педагогика перевоспитания детей и подростков, а так­же исправительная (пенитенциарная) педагогика, к-ые зани­мались искл-но трудными, проблемными детьми.

Т.обр. ответы, к-ые дала традиционная пед-ка на изменившийся соц. заказ, оказались ограничен­ными. Этому есть вполне резонное основание. Каждая отрасль знания достаточно консервативна и объективно сопротивляется изм-ию или расширению объекта своего иссл-ия.

Консерватизм пед-ки оказался столь силен, что даже поя­в-юся новую отрасль - СП - ряд ученых стремились свести к изучению проблематики традиционных «клиен­тов» пед-ки - детей, подростков, юношей. Это нашло отра­жение в том, что ряд основоположников СП (Г. Ноль, Г. Боймер и др.) предметом ее иссл-ия считали со­ц.помощь обездоленным детям и профилактику правона­рушений несовершеннолетних.

Иначе определял предмет СП нем. ученый Пауль Наторп. Он считал, что СП иссл-ет проблему интеграции восп-ных сил общ-ва с целью повышения кул-ого уровня народа. Такое понимание в достаточно полной мере соответ-ало соц.заказу новейшего времени и позволяло рассм-ать СП как отрасль знания о восп-ии чела на протяжении всего жизненного пути.

В России СП, зародившись в конце XIX в., получила опр-ное развитие в 20-е гг. XX в. в виде разработ­ки и попытки реал-ции идеи связи школы с жизнью и соц.средой. Эта идея получила теор-кое обоснование и от­носительно адекватное практ-ое воплощение у С. Т. Шацкого, в трудах и опыте ряда ярких педагогов-теоретиков и практиков. Однако в массовом опыте она воплощалась в довольно упрощен­ном виде, что вело лишь к компрометации идеи как та­ковой.

Интерес к проблематике, характерной для СП, обострился как у нас, так и за рубежом в 70-е гг. XX в., что было связано с очередным кризисом системы восп-ния. У нас этот интерес проявился, в частности, в появ-ии разл.вариантов работы с детьми по месту жительства и в разработке соответ-щих методических рекомендаций (В. Г. Бочарова, М. М. Плоткин и др.). Неск-ко позже, уже в 80-е гг., на Урале М. А. Галагузова, а также В. Д. Семенов и его коллеги наряду с изучением опыта МЖК (молодежные жилищные комплексы) и СПК (соц.-пед-кие комплексы) приступают к теор-ким изысканиям в сфере собственно СП, возрождая у нас и это понятие, и само направление иссл-ний.

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Политика перераспределения доходов
Рыночная экономика по своей природе предполагает определенное социальное выравнивание, поскольку рынок с его главным механизмом – конкуренцией, является в определенной мере формой компромисса между его участниками. Все субъекты рыночных о ...

Структура авторской образовательной программы
• Название программы. • Для каких групп обучающихся она предназначена. • Автор программы: фамилия, имя, отчество, занимаемая педагогическая должность. • Вводная часть (введение). Цели и задачи программы. Основные принципы программы. Ос ...

Нации и межнациональные отношения в современном обществе
Этносы— большие группы людей, выделяемые на основе общности культуры, языка, сознания нерасторжимости исторической судьбы. Социальные общности, выделяемые по этническому признаку, многообразны. Прежде всего это племена, народности и наци ...