Художественно-развивающие технологии

Социологическая информация » Социально-культурная деятельность » Художественно-развивающие технологии

Самодеятельное искусство, долгие годы функционировавшее преимущественно в зрелищно-сценических формах, возвращается в народ. Повышается интерес к традициям бытового музицирования, оживляется семейная самодеятельность. Обогащается массовое любительство при проведении праздников и обрядов. Самодеятельное искусство становится основой возрождающихся народных гуляний, посиделок, вечеров отдыха и других традиционных форм массового досуга.

Растет чисто студий, мастерских, творческих лабораторий, художественно-творческих товариществ. Дифференциация художественных потребностей и интересов населения обусловливает появление многочисленных клубных школ, курсов, любительских объединений, центров эстетического воспитания.

Рельефно проявляющаяся тенденция к синтезу культуры и быта становится основой создания таких коллективов, как студии и кружки художественного моделирования одежды, студии текстильного творчества, ковроткачества, вышивки, макраме, художественной обработки дерева, камня, металла, кости и т. д. Важнейшую социально-культурную роль играют те художественно развивающие технологии, которые обеспечивают участие детей и взрослых в художественной жизни своего региона, разнообразие форм их творческой самореализации и социальных ролей, возможных направлений творческого саморазвития.

Среди таких технологий особое место принадлежит организации круглогодичных либо сезонных (летних, зимних) центров и лагерей художественного развития. Преимущественный их контингент составляют дети, не только интересующиеся различными видами и жанрами искусства, но и активно овладевающие навыками художественного и прикладного творчества. Это учащиеся музыкальных школ и школ искусств, участники детских самодеятельных коллективов, дети, проявившие себя в тех или иных видах авторского творчества. На базе центров и лагерей осуществляются разнопрофильные тематические проекты и программы, предполагающие множество вариантов творческих занятий и творческого сотрудничества, общение с деятелями культуры и искусства, организацию фестивалей, конкурсов, марафонов, праздников, проведение экскурсий и путешествий художественно-культурной, исторической или экологической направленности, участие в благотворительных акциях, гастрольно-туристических поездках с концертами по пути следования.

Повышается значение самодеятельного искусства в развитии различных субкультур. В рамках этого процесса активно формируется устойчивая локальная культура, дифференцированная в соответствии с наличием определенных групп населения региона.

Существенно меняются формы руководства самодеятельным творчеством. Вводятся в действие естественные механизмы его развития. Активизируются факторы его саморегуляции. Упрощается характер планирования, учета и отчетности. Отменяется жесткий контроль за репертуаром, выставочной и концертной деятельностью. Упрощается система регистрации любительских объединений и клубов по интересам. Культурно-досуговые центры начинают уделять большое внимание неинституциональным формам самодеятельности по месту жительства. Расширяются масштабы самодеятельности, развивающейся вне рамок учреждений культуры.

В системе самодеятельного художественного творчества реализуется отход от прямого дублирования структур профессионального искусства.

Осуществляется интенсивный рост любительства, ориентированного на фольклор и оригинальные виды современного народного творчества. Акцент переносится на культуротворческие процессы в открытой социальной среде. Основным принципом развития самодеятельности становится принцип художественного плюрализма. Возрастает доверие к продуктивным возможностям любителя. Происходит активное сближение и пересечение профессиональных и непрофессиональных структур. Юридически закрепляется правовой статус мастеров народного искусства. Утверждается терпимость к ранее отвергавшимся художественным явлениям. Открывается простор для свободного творческого поиска в кружках, студиях, лабораториях, мастерских, объединениях и других самодеятельных коллективах. Широко реализуется право на художественный эксперимент.


Другие материалы:

Классификация документов
Однако чтобы использовать возможности, предоставляемые документами, следует в свою очередь получить системное представление о всем их многообразии. Ориентироваться во всем многообразии документов в наибольшей степени помогает классификаци ...

Социологические концепции Дюркгейма
Социология вычленилась в качестве самостоятельной отрасли знания вследствие своей претензии на научное исследование общества. Однако в истории социологии никогда не существовало согласия в том, каков критерий научности. Один из крупнейших ...

Группировка факторов риска
Сферы Значение для здоровья. Примерный удельный вес, в процентах Группы факторов риска. Образ жизни и социально-экономические условия Образ жизни и социально-экономические условия 49 – 53 Курение, потребление табака, ...