Социально – психологические особенности детей – сирот младенческого
возрастаСтраница 1
В каждом возрастном периоде выделяется ведущий тип деятельности, который оказывает наиболее существенное влияние становление психологических новообразований, определяющих уровень развития отдельных психических процессов, личности ребенка в целом, а также на формирование других деятельностей, задающих перспективу развития на следующих возрастных этапах. Только благодаря общению с взрослыми становится возможным усвоение детьми общественно – исторического опыта, в ходе которого совершается их психическое развитие. Особое значение общения состоит в том, что оно включается в механизм перевода ребенка от одного вида ведущей деятельности к другому.
Потребность в общении не остается неизменной, она развивается и выступает одной из характеристик формы общения. На протяжении первых семи лет жизни содержание потребности ребенка в общении расширяется от потребности в доброжелательном внимании взрослого к потребности в сотрудничестве с ним, затем в уважении и, наконец, в сопереживании и взаимопонимании.
Формой общения называется деятельность общения на определенном этапе ее развития, взятая в целостной совокупности черт и характеризуемая пятью параметрами:
1) временем возникновения в онтогенезе;
2) местом, занимаемым данной формой общения в системе более широкой жизнедеятельности ребенка;
3) основным содержанием потребности, удовлетворяемой детьми в ходе данной формы общения;
4) ведущими мотивами, побуждающими ребенка на определенном этапе развития к общению с взрослыми;
5) основными средствами общения осуществляются коммуникации ребенка с взрослыми.
В соответствии с приведенной классификацией на первом году жизни выделяются две последовательно появляющиеся формы общения: ситуативно-личностная и ситуативно-деловая.
Ситуативно – личностное общение считается сложившимся, когда в поведении ребенка присутствуют следующие четыре признака, соответствующие перечисленным выше критериям наличие потребности в общении:
1) взгляд в глаза взрослого (этот признак появляется примерно в трехнедельном возрасте и свидетельствует об активности ребенка), направленной на восприятие воздействий взрослого (он выражает интерес ребенка к людям);
2) ответная улыбка на воздействие взрослого (она возникает в конце первого месяца и представляет собой эмоциональную реакцию, выражающую удовольствие ребенка от общения с взрослыми);
3) инициативные улыбки, двигательное оживление и вокализация (попытки привлечь к себе внимание взрослого путем демонстрации своих умений и способностей);
4) стремление продлить эмоциональный контакт с взрослым (оно выражается в готовности младенца перестроить свое поведение в соответствии с поведением взрослого) для привлечения и удержания внимания взрослого.
Содержанием потребности в общении на данном этапе является потребность в доброжелательном внимании взрослого. У младенца складывается отношение к нему как субъекту, партнеру по общению.
Для второго полугодия жизни на первый план выходит ситуативно-деловое общение. Для него характерны следующие признаки:
1) удовлетворяет потребность не только в доброжелательном внимании, но и в сотрудничестве со взрослым;
2) ведущими мотивами становятся деловые, так как взрослый становится для ребенка как образец для подражания, эксперт по оценке умений, помощник, организатор и участник совместной деятельности;
3) в качестве средств общения помимо экспрессивно – мимических используются предметно – действенные операции.
Другие материалы:
Государственная молодежная политика
Под государственной молодежной политикой (ГМП)
подразумевается деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации каждого молодого человека и развития моло ...
Семейные ценности молодежи
Семья - это образ жизни, который выработало человечество на протяжении своего существования. В этих рамках человек формировался физически, психологически и интеллектуально, удовлетворял многие свои потребности, осуществлял присущие ему на ...
FETISHGOTH (САДОМАЗО-ГОТЫ)
В их среде принята «фетиш – эстетика», соответствующая эстетике садомазохизма. В одежде используются искусственные материалы - латекс, винил, искусственная кожа, реже натуральная кожа. Вся одежда плотно обтягивающая, иногда используются к ...