Социально – психологические особенности детей – сирот младенческого возраста
Страница 1

Социологическая информация » Социализация детей-сирот » Социально – психологические особенности детей – сирот младенческого возраста

В каждом возрастном периоде выделяется ведущий тип деятельности, который оказывает наиболее существенное влияние становление психологических новообразований, определяющих уровень развития отдельных психических процессов, личности ребенка в целом, а также на формирование других деятельностей, задающих перспективу развития на следующих возрастных этапах. Только благодаря общению с взрослыми становится возможным усвоение детьми общественно – исторического опыта, в ходе которого совершается их психическое развитие. Особое значение общения состоит в том, что оно включается в механизм перевода ребенка от одного вида ведущей деятельности к другому.

Потребность в общении не остается неизменной, она развивается и выступает одной из характеристик формы общения. На протяжении первых семи лет жизни содержание потребности ребенка в общении расширяется от потребности в доброжелательном внимании взрослого к потребности в сотрудничестве с ним, затем в уважении и, наконец, в сопереживании и взаимопонимании.

Формой общения называется деятельность общения на определенном этапе ее развития, взятая в целостной совокупности черт и характеризуемая пятью параметрами:

1) временем возникновения в онтогенезе;

2) местом, занимаемым данной формой общения в системе более широкой жизнедеятельности ребенка;

3) основным содержанием потребности, удовлетворяемой детьми в ходе данной формы общения;

4) ведущими мотивами, побуждающими ребенка на определенном этапе развития к общению с взрослыми;

5) основными средствами общения осуществляются коммуникации ребенка с взрослыми.

В соответствии с приведенной классификацией на первом году жизни выделяются две последовательно появляющиеся формы общения: ситуативно-личностная и ситуативно-деловая.

Ситуативно – личностное общение считается сложившимся, когда в поведении ребенка присутствуют следующие четыре признака, соответствующие перечисленным выше критериям наличие потребности в общении:

1) взгляд в глаза взрослого (этот признак появляется примерно в трехнедельном возрасте и свидетельствует об активности ребенка), направленной на восприятие воздействий взрослого (он выражает интерес ребенка к людям);

2) ответная улыбка на воздействие взрослого (она возникает в конце первого месяца и представляет собой эмоциональную реакцию, выражающую удовольствие ребенка от общения с взрослыми);

3) инициативные улыбки, двигательное оживление и вокализация (попытки привлечь к себе внимание взрослого путем демонстрации своих умений и способностей);

4) стремление продлить эмоциональный контакт с взрослым (оно выражается в готовности младенца перестроить свое поведение в соответствии с поведением взрослого) для привлечения и удержания внимания взрослого.

Содержанием потребности в общении на данном этапе является потребность в доброжелательном внимании взрослого. У младенца складывается отношение к нему как субъекту, партнеру по общению.

Для второго полугодия жизни на первый план выходит ситуативно-деловое общение. Для него характерны следующие признаки:

1) удовлетворяет потребность не только в доброжелательном внимании, но и в сотрудничестве со взрослым;

2) ведущими мотивами становятся деловые, так как взрослый становится для ребенка как образец для подражания, эксперт по оценке умений, помощник, организатор и участник совместной деятельности;

3) в качестве средств общения помимо экспрессивно – мимических используются предметно – действенные операции.

Страницы: 1 2 3 4


Другие материалы:

Досуг и его влияние на ценностные ориентиры подростков
Плодотворное использование досуга человеком - важная задача общества, ибо, когда он осуществляет процесс своего досугового общения с искусством, техникой, спортом, природой, а так же с другими людьми, важно, чтобы делал он это рационально ...

Аннотация
Адаптация, воспитание, диагностика, исправительное учреждение, исправление, клиент социальной работы, консультирование, коррекция, пенитенциарное учреждение, перевоспитание, реабилитация, ресоциализация, социализация личности, социальная ...

Возникновение социологии
Рассуждая о причинах возникновения социологии, некоторые исследователи полагают, что в основе возникновения социологии лежали охранительные задачи. Логика размышлений здесь примерно такова. Идеи начального периода буржуазного развития (XV ...