Социально – психологические особенности детей – сирот младенческого
возрастаСтраница 1
В каждом возрастном периоде выделяется ведущий тип деятельности, который оказывает наиболее существенное влияние становление психологических новообразований, определяющих уровень развития отдельных психических процессов, личности ребенка в целом, а также на формирование других деятельностей, задающих перспективу развития на следующих возрастных этапах. Только благодаря общению с взрослыми становится возможным усвоение детьми общественно – исторического опыта, в ходе которого совершается их психическое развитие. Особое значение общения состоит в том, что оно включается в механизм перевода ребенка от одного вида ведущей деятельности к другому.
Потребность в общении не остается неизменной, она развивается и выступает одной из характеристик формы общения. На протяжении первых семи лет жизни содержание потребности ребенка в общении расширяется от потребности в доброжелательном внимании взрослого к потребности в сотрудничестве с ним, затем в уважении и, наконец, в сопереживании и взаимопонимании.
Формой общения называется деятельность общения на определенном этапе ее развития, взятая в целостной совокупности черт и характеризуемая пятью параметрами:
1) временем возникновения в онтогенезе;
2) местом, занимаемым данной формой общения в системе более широкой жизнедеятельности ребенка;
3) основным содержанием потребности, удовлетворяемой детьми в ходе данной формы общения;
4) ведущими мотивами, побуждающими ребенка на определенном этапе развития к общению с взрослыми;
5) основными средствами общения осуществляются коммуникации ребенка с взрослыми.
В соответствии с приведенной классификацией на первом году жизни выделяются две последовательно появляющиеся формы общения: ситуативно-личностная и ситуативно-деловая.
Ситуативно – личностное общение считается сложившимся, когда в поведении ребенка присутствуют следующие четыре признака, соответствующие перечисленным выше критериям наличие потребности в общении:
1) взгляд в глаза взрослого (этот признак появляется примерно в трехнедельном возрасте и свидетельствует об активности ребенка), направленной на восприятие воздействий взрослого (он выражает интерес ребенка к людям);
2) ответная улыбка на воздействие взрослого (она возникает в конце первого месяца и представляет собой эмоциональную реакцию, выражающую удовольствие ребенка от общения с взрослыми);
3) инициативные улыбки, двигательное оживление и вокализация (попытки привлечь к себе внимание взрослого путем демонстрации своих умений и способностей);
4) стремление продлить эмоциональный контакт с взрослым (оно выражается в готовности младенца перестроить свое поведение в соответствии с поведением взрослого) для привлечения и удержания внимания взрослого.
Содержанием потребности в общении на данном этапе является потребность в доброжелательном внимании взрослого. У младенца складывается отношение к нему как субъекту, партнеру по общению.
Для второго полугодия жизни на первый план выходит ситуативно-деловое общение. Для него характерны следующие признаки:
1) удовлетворяет потребность не только в доброжелательном внимании, но и в сотрудничестве со взрослым;
2) ведущими мотивами становятся деловые, так как взрослый становится для ребенка как образец для подражания, эксперт по оценке умений, помощник, организатор и участник совместной деятельности;
3) в качестве средств общения помимо экспрессивно – мимических используются предметно – действенные операции.
Другие материалы:
Общественная палата Нижегородской области как элемент гражданского
общества.
Примером Общественной Палаты в отличном от Калининградской области регионе с другими условиями является Общественная палата Нижегородской области.
Закон «Об Общественной палате Нижегородской области» был принят Депутатами Законодательног ...
Анализ динамики въезда, выезда и пребывания на территории Республики Марий
Эл иностранных граждан и лиц без гражданства
За 12 месяцев 2009 года в Республике Марий Эл на миграционный учет поставлено 8043 иностранных гражданина и лица без гражданства, что на 4,5% выше аналогичного показателя прошлого года. Из них 950 иностранцев по месту жительства и 7093 – ...
Нации и межнациональные отношения в современном обществе
Этносы— большие группы людей, выделяемые на основе общности культуры, языка, сознания нерасторжимости исторической судьбы.
Социальные общности, выделяемые по этническому признаку, многообразны. Прежде всего это племена, народности и наци ...