Социализация детей-сирот

Социологическая информация » Социализация детей-сирот

Сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация в Украине привела к росту числа детей-сирот и детей, остающихся без попечения родителей. В современных условиях нередкими явлениями стали нищета, асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми. За последние годы катастрофически выросло количество "социальных сирот", детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Конфликты, природные и социальные катастрофы – причины, способствующие тому, что дети остаются без родителей. Число детей-сирот в Украине за годы независимости увеличилось в два раза, превысив 100 тысяч человек. Каждый 160-й ребенок в стране не имеет своего дома и семьи

Такую информацию обнародовала в международный День защиты детей председатель комитета по вопросам охраны здоровья, материнства и детства Верховной рады Татьяна Бахтеева.

По ее словам, почти 60 тысяч из 9,7 миллиона украинских детей живут в государственных интернатах, при этом число усыновленных, начиная с 2000 года, уменьшилось почти в 2 раза [там же].

Увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, неизбежно ведет к увеличению числа учреждений для детей-сирот – домов ребенка, детских домов, школ-интернатов, приютов и т.д. Вместе с тем многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что помещение ребенка в учреждение интернатного типа не обеспечивает удовлетворения его основных потребностей, что в свою очередь приводит к нарушению развития ребенка. Результатом проживания ребенка в условиях интернатного учреждения является его неготовность к самостоятельной жизни, к поиску работы и ее сохранению в условиях безработицы, неумение организовать свой быт, досуг, создать и сохранить свою семью.

Социальная и правовая защита должна стать одним из приоритетных направлений государственной политики Украины. Правовой базой защиты детства выступает как международное законодательство по защите детства, представленное Хартией детства, Декларацией прав ребенка (1959 г.), Конвенцией о правах ребенка (1989 г.), так и законодательство Украины: Законы "Об охране детства", "О социальной работе с детьми и молодежью".

Важной основой защиты детства выступает организация и совершенствование системы образования в интересах социализации детей.

Так, В статье 14. Закона "О социальной работе с детьми и молодежью указано, что заданиями субъектов социальной работы с детьми и молодежью является: разработка и осуществление системы мероприятий по созданию условий достаточных для жизнедеятельности и социализации разных категорий детей и молодежи.

Первичная социализация, закладывающая основу последующего формирования человека, происходит в семье (И.С.Кон, М.И.Рожкова, А.В.Мудрик, Р.С.Немов), которая во многом определяет круг социального воздействия на весь комплекс физической и духовной жизни растущего человека. Выпадение одного из главных институтов социализации – семьи - оказывает существенное негативное влияние на процесс социализации детей, оставшихся без попечения родителей. Нарушения в сфере общения ребенка - сироты искажают его представления о себе как о личности.

Проблема социальной помощи детям-сиротам в условиях учреждений закрытого типа всегда была актуальной, но стала еще более острой в связи с резким увеличением количества социальных сирот вследствие разрушения нравственных устоев семьи и других негативных явлений, вызванных социально-экономическим кризисом 90-х годов в стране.

Реализация и решение задач социализации личности ребенка в условиях детских домов и домов-интернатов сдерживается недостаточной изученностью ряда закономерностей социального и психологического развития ребенка в условиях семейной депривации (З. И. Матейчик, В.С. Мухина и др.).

Социализация детей-сирот представляется нами как процесс установления взаимоотношений субъекта с социумом на основе реализации индивидуальной стратегии социального обучения, самопознания и самореализации личности, обеспечивающей социальные знания, социально ориентированные мотивы и социальный опыт личности. Ребенок включается в мир культуры вследствие его подверженности социальной модификации в результате определенной деятельности.

Игровая деятельность рассматривается как наиболее доступный и эффективный метод социализации ребенка при его собственной активной позиции, связанный с инициативой, фантазией, творчеством. Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (А.С.Макаренко, Д.Б.Эльконин, О.С.Газман, А.С.Спиваковская, С.А.Шмаков, А.И.Усовой и др.) доказывают уникальные возможности игровой деятельности в процессе физического, нравственного воспитания детей, формирования их умения ориентироваться в окружающей действительности, а также утверждают, что игра по своей сути социальна и является действенным средством социализации детей, орудием воспитания социальных навыков и умений, открывающих просторы для творчества социальных отношений.

Вместе с тем в учреждениях закрытого типа недостаточно реализуются потенциальные возможности игры, данный вид деятельности рассматривается как дополнительное, а не основное средство воспитания.

Анализ теоретических подходов и реальной ситуации педагогической деятельности позволил выявить противоречия, требующие разрешения:

- между потребностью социума в социализации подрастающего поколения в учреждениях закрытого типа и инертностью педагогической системы, не обеспечивающей социально-личностное становление детей-сирот;

- между высоким уровнем разработанности общей теории социализации личности и низким уровнем разработанности теории социализации детей-сирот в системе образования посредством игровой деятельности.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему

исследования, которая заключается в определении организационных педагогических условий, обеспечивающих эффективность протекания процесса социализации детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе игровой деятельности.


Другие материалы:

Социальная типология личности
Каждое общество заинтересовано в определенном, наилучшим образом соответствующем ему типе личности и потому предъявляет свои требования к формированию социального характера. Это находит свое воплощение в системе образования и воспитания, ...

Классификация соц. Групп
1. Формальные и неформальные. В ф. группах отношения и взаимодействия устанавливаются и регулируются спец. правовыми актами. Формальность групп проявляется: 1. в более или менее жесткой иерархии; 2. четкая специализация членов группы, вып ...

Операционализация понятий в системе предмета
Социально-психологические механизмы адаптации №/№ ПОКАЗАТЕЛИ ПЕРЕМЕННЫЕ ИНДИКАТОРЫ 1 Комплекс факторов влияние факторов оценка влияния 2 Политические факторы влияние изменений в политической сфере ...