Медицинская классификация поведенческих расстройств
Медицинская классификация поведенческих расстройств основана на психопатологическом и возрастном критериях. В соответствии с ними выделяются поведенческие нарушения, сообразные медицинским диагностическим критериям, т. е. достигающие уровня болезни. Международная классификация болезней десятого пересмотра (МКБ-10) в разделе «Классификация психических и поведенческих расстройств» называет следующие поведенческие расстройства (для взрослого возраста):
F10-19 - психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ; F50-59 - поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами; F63 - расстройства привычек и влечений; F65 - расстройства сексуального предпочтения.
МКБ-10 также включает типологию поведенческих расстройств с началом, характерным для детского и подросткового возраста:
F90 - гиперкинетические расстройства; F91 - расстройства поведения; F92 - смешанные расстройства поведения и эмоций; F94 - расстройство социального функционирования; F95 - тикозные расстройства; F98.0 - неорганический энурез; F98.1 - неорганический энкопрез; F98.2 - расстройство питания в младенческом возрасте; F98.3 - поедание несъедобного; F98.4 - стереотипные двигательные расстройства; F98.5 - заикание; F98.6- речь взахлеб.
Данные поведенческие расстройства диагностируются при наличии нескольких характерных симптомов, которые при этом должны сохраняться не менее 6 месяцев.
Сопоставление психологической и медицинской классификаций позволяет сделать вывод о том, что они не противоречат, а взаимно дополняют друг друга. В ряде случаев один и тот же вид поведения может последовательно приобретать различные формы: безобидная вредная привычка - отклоняющееся поведение, ухудшающее качество жизни - болезненное поведенческое расстройство, угрожающее самой жизни.
Основные варианты социального поведения.
1. Нормативное поведение («стандартное») - соответствует социальным нормам, характерно для большинства людей, вызывает одобрение окружающих и приводит к нормальной адаптации. В целом оно адекватно ситуации, продуктивно, хотя может быть лишено индивидуальности.
2. Маргинальное (пограничное) поведение - находится на самой крайней границе социальных норм, размывает и расширяет границы норм, вызывает напряжение окружающих людей.
3. Нестандартное («ненормативное») поведение - выходит за рамки принятых в данном обществе в настоящее время норм, присуще меньшему количеству людей.
Альтернативные формы наказаний:
Существует еще один подход, связанный с применением санкций. Сущностью его является наказание человека, совершившего правонарушение, на основании уголовных законов. Однако весь мировой опыт свидетельствует о неэффективности только жестких санкций со стороны общества, поэтому наказание следует рассматривать лишь как вспомогательное средство, главное же — выявление и устранение причин социальных отклонений.
Соц-пед.реаб-ия – система мер восп.характера, направленная на формирование личн.качеств, значимых для жизнед-ти р-ка, активной жизненной позиции, способствующих интеграции его в общество.
Соц-пед.реаб-ия подростков с девиантным поведением реализуется, как правило, в специализ-ых уч-ях, кот. Наз-ся реаб.центрами. Задачи учр-ий:
1.проф-ка безнадзорности, бродяжничества дезадаптир.детей и подростков;
2. мед-психол.помощь детям, попавшим в труд.жизненную ситуацию;
3.формир-е полож.опыта соц.пов-я, навыков общ-я и взаимод-я с окк.людьми;
4.выполнение попечительских функций по отношению тем, кто остался без попечения родителей или средств к существованию;
Другие материалы:
Программа занятости населения - инструмент
реализации социальной политики города
Проведение активной государственной политики занятости населения Республики Башкортостан направлено на:
- обеспечение равных возможностей всем гражданам, проживающим на территории Республики Башкортостан в реализации права на труд и своб ...
Социально – психологические особенности детей – сирот младенческого
возраста
В каждом возрастном периоде выделяется ведущий тип деятельности, который оказывает наиболее существенное влияние становление психологических новообразований, определяющих уровень развития отдельных психических процессов, личности ребенка ...
Семья как пространство жизнедеятельности. Понятие и сущность семьи
Семья — первая в жизни человека социальная общность (группа), благодаря которой он приобщается к ценностям культуры, осваивает первые социальные роли, приобретает опыт общественного поведения. В ней он делает свои первые шаги, переживает ...