Социально-педагогический потенциал сюжетно-ролевой игры как средства социализации детей в условиях школы-интерната. Диагностика уровня социальной адаптации детей младшего школьного возраста в школе-
Страница 1

Социологическая информация » Социализация детей-сирот » Социально-педагогический потенциал сюжетно-ролевой игры как средства социализации детей в условиях школы-интерната. Диагностика уровня социальной адаптации детей младшего школьного возраста в школе-

Исследование проблем социализации детей младшего школьного возраста было проведено в рамках волонтерской деятельности в школе-интернате № 4 г. Макеевки Донецкой области. В нем участвовали дети 7-8 лет, ученики 2 класса. Выборка состояла из 2-х групп: экспериментальной и контрольной по 20 человек в каждой.

На первом этапе исследования для диагностики уровня социализации детей-сирот в условиях школы-интерната использовалась карта наблюдения Д. Скотта.

В основе методики Д. Стотта, направленной на выделение характера дезадаптации ребенка к школе, лежит фиксация форм дезадаптированного поведения по результатам длительного наблюдения за ребенком. Методика получила название "Карты наблюдений" (КН). Важно отметить, что социальный работник может как сам проводить такое наблюдение, так и использовать опыт наблюдения, знание ребенка педагогом. Опора на опыт учителей, воспитателей, классных руководителей — людей, в течение длительного времени постоянно общающихся с детьми, наблюдающих их в самых различных ситуациях, является в работе социального работника чрезвычайно существенной. Обычно богатством этого опыта педагог пользуется интуитивно, и передача его другому (например, новому педагогу, психологу или социальному работнику) оказывается достаточно сложной задачей. Карта наблюдений Стотта облегчает такую возможность.

По мнению Стотта, наблюдателю необходимо предоставить готовые образцы, чтобы избежать произвольности в наблюдении и способе регистрации его результатов и получить такие материалы наблюдения, которые были бы достаточно однозначны, понятны и не содержали никаких готовых выводов. Поэтому при составлении КН были соблюдены следующие требования:

- выделение однозначных, относительно элементарных фрагментов поведения ребенка;

- группировка этих фрагментов в определенные синдромы, т. е. их классификация;

- определение взаимоотношений между этими фрагментами.

В соответствии с исходным замыслом эти фрагменты поведения не выбираются умозрительно, а берутся из жизни. КН включает 198 фрагментов фиксированных форм поведения, о наличии или отсутствии которых у ребенка должен судить наблюдатель, заполняющий карту. Эти фрагменты сгруппированы в 16 синдромов. В приложении А приводится полный текст КН и регистрационный бланк в приложении Б.

В регистрационном бланке зачеркиваются те цифры, которые соответствуют формам поведения (фрагментам), наиболее характерным для данного ребенка. Центральная вертикальная черта отделяет более тяжелые нарушения (справа) от менее тяжелых (слева). В бланке номера симптомов не всегда идут по порядку, их расположение зависит от значимости того или иного симптома (фрагмента поведения) для квалификации синдрома. Так, в синдроме Д симптомы 9 и 10 стоят слева, а симптом 8 — справа от вертикальной черты. Это означает, что симптом 8 говорит о более серьезном нарушении в отношении синдрома Д. При подсчете симптом, находящийся слева от вертикальной черты, оценивается одним баллом, справа - двумя. Подсчитываются сумма баллов по каждому синдрому и общий "коэффициент дезадаптированности" по сумме баллов по всем синдромам.

Большое число зачеркнутых фрагментов поведения у ребенка (по сравнению с другими детьми) дает возможность сделать вывод о серьезных нарушениях в развитии его личности и поведения, а также определить те синдромы, которые в первую очередь выделяют эти нарушения.

В начале описания каждого из симптомокомплексов дается их аббревиатурное обозначение и краткий ключ.

На регистрационном бланке подчеркиваются те фрагменты поведения, которые характерны для данного ребенка. Заполняется КН социальным работником или воспитателем, вообще человеком, хорошо знающим ребенка.

I. НД - недоверие к новым людям, вещам, ситуациям.

Это ведет к тому, что любой успех стоит ребенку огромных усилий. От 1 до 11—менее явные симптомы; от 12 до 17 — симптомы явного нарушения.

II. Д - депрессия.

В более легкой форме (симптомы 1- 6) время от времени наблюдаются разного рода перепады активности, смена настроения. Наличие симптомов 7 и 8 свидетельствует о склонности к раздражению и физиологическом истощении. Симптомы 9- 20 отражают более острые формы депрессии. Пунктам синдрома Д обычно сопутствуют выраженные синдромы ВВ и ТВ, особенно в крайних формах депрессии. По всей вероятности, они действительно репрезентируют элементы депрессивного истощения.

Страницы: 1 2 3 4


Другие материалы:

Концепция депривации
Для объяснения причин крупных общественных коллизий можно успешно использовать так называемую концепцию депривации. Речь идет о состоянии, для которого характерно явное расхождение между ожиданиями людей и возможностями их удовлетворения. ...

Операционализация понятий в системе объекта
Социальная адаптация №/№ ПОКАЗАТЕЛИ ПЕРЕМЕННЫЕ ИНДИКАТОРЫ 1 1 Политическая адаптация оценка изменений в политической жизни - улучшение; неизменное состояние; ухудшение 2 Политическое участие полит ...

Развитие института приемной семьи в Свердловской области
Летом 1998 года состоялись переговоры Губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя с представителями Британского Правительства о сотрудничестве в деле решения проблем безнадзорных детей. Результатом этих переговоров стал совместный ро ...