Технология организации групп самопомощи и взаимопомощи
Страница 1

Прежде чем приступить к описанию технологии само- и взаимопомощи необходимо разобраться, что такое социальная технология.

В БСЭ понятие «технология» (от греч. tekhne – искусство, мастерство, умение) определяется как «совокупность приемов и способов получения, отработки или переработки… Описание производственных процессов, инструкций по внедрению, технологические правила, требования, карты, графики» [17].

Довольно большая группа ученых, дала определение социальной технологии, но при этом каждый из них использовал разные подходы к определению сущности данного социального феномена.

Например, Н. Стефанов определяет ее как «деятельность, в результате которой достигается поставленная цель и измеряется объект деятельности». В. Афанасьев характеризует социальные технологии как «элемент механизма управления…» и «средство перевода абстрактного языка науки… на конкретный язык… достижения поставленных целей»[17].

М. Марков характеризует социальные технологии как «способ реализации… конкретного сложного процесса путем расчленения его на систему исследовательских взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются однозначно…». А. Зайцев определяет их как «совокупность знаний о способах и средствах организации социальных процессов, сами эти действия, позволяющие достичь поставленной цели». В. Иванов представляет сущность социальных технологий как инновационную систему методов выявления и использования скрытых потенциалов социальной системы , получения оптимального социального результата при наименьших управленческих издержках. «Они могут быть также рассмотрены как совокупность операций, процедур социального воздействия на пути получения оптимального социального результата. Социальная технология – важнейший элемент механизма управления»[17].

По мнению Щукиной Н.П. социальная технология – это вид социологической деятельности и может быть представлена как научно-практическая деятельность по изысканию оптимальных организационных форм и эффективных человеческих рациональных способов ее развития, как особая форма научно-практического знания об эффективных методах преобразования каких-либо объектов и, прежде всего, самой деятельности, ее технологии для достижения определенных целей управления[24].

Технология самовзаимопомощи – это инструментальная система, создаваемая для решения задач в проблемной области: самоорганизация в контексте социальной политики. Ее суть в применении знаний на практике с целью изменения, совершенствования и контролирования условий и качества жизни людей посредством их активизации. Это сфера «практической социологии», включающая в себя способы воздействия на субъекты – участников процесса – с целью изменения их состояния, формирования определенных установок, ценностных ориентаций, удовлетворения имеющихся проблем, развития ответственности за свою ситуацию в контексте социальной политики [17].

Субъектом рассматриваемой технологии может стать социальная служба, а также специалист этой службы.

Объект – семьи, имеющие детей инвалидов.

В процессе становления и развития группы взаимопомощи выделим три этапа: подготовительный, начальный и этап совершения действий. На подготовительном этапе создается инициативный комитет. Это могут быть 2-3 родителя-активиста и один специалист из реабилитационного центра, заинтересованные в создании такой группы. Каждый из них берет под свой контроль одно из направлений организационной работы: поиск помещения, организация рекламы, работа с добровольцами и прочее. Однако прежде, чем предпринять какие-то действия в направлении создания группы взаимопомощи, специалисту рекомендуется сделать несколько предварительных шагов [24].

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие материалы:

Оценка качества общественного здоровья
Проблемы качества здоровья населения различных стран постоянно находятся в центре внимания ученых и политиков во всем мире. Во Всеобщей декларации прав человека, принятой Организацией Объединенных Наций в 1948 г., было записано, что «кажд ...

Социально-педагогический потенциал сюжетно-ролевой игры как средства социализации детей в условиях школы-интерната. Диагностика уровня социальной адаптации детей младшего школьного возраста в школе-
Исследование проблем социализации детей младшего школьного возраста было проведено в рамках волонтерской деятельности в школе-интернате № 4 г. Макеевки Донецкой области. В нем участвовали дети 7-8 лет, ученики 2 класса. Выборка состояла и ...

Основополагающая роль морали в социальной работе
Большое значение в социальной работе имеет высокий уровень моральности социального работника, который является необходимым условием успешной профессиональной деятельности, так как только высокоморальный человек способен наиболее адекватно ...