Технология организации групп самопомощи и взаимопомощи
Страница 5

Не менее важным является и вопрос о принципах и направлениях работы группы. Одновременно можно обсудить вопрос об отличии группы самовзаимопомощи от социальной службы, прочих социальных организаций.

Наконец, существует и проблема финансирования, которая также должна быть обсуждена на начальном этапе функционирования группы. Необходимо решить, для чего группе нужны деньги. Расходы большинства групп невелики, включают иногда покупку канцелярских принадлежностей, стоимость ксерокопирования печатных материалов (листовок, объявлений). Данный вопрос обсуждается в группе. Это может быть сделано посредством обращения к опыту других групп, например, прошедших через организационное оформление. Задача специалиста – рассказать о возможностях социальной службы на сей счет.

Резюмируя сказанное относительно начального этапа становления и развития объединения самовзаимопомощи семей, имеющих детей-инвалидов, подчеркнем, что задача специалиста – помочь группе в построении продуктивного взаимодействия. Значимую роль в этом призван сыграть Кодекс общения, который обсуждается, принимается группой и вывешивается на одной из стен комнаты, где проходят собрания группы.

Одно из основных условий взаимопомощи: ни одному участнику группы нельзя предлагать в одиночку брат на себя какую-либо зону ответственности. Группа должна решить, какие поручения необходимо на себя взять ее участникам.

Таким образом, начальный этап – это группообразование. Именно здесь закладываются основы само- и взаимопомощи семей, имеющих детей-инвалидов, намечаются формы и способы координации и интеграции усилий. Это процесс, в ходе которого определяется, смогут ли отдельные участники стать коллективным субъектом деятельности, возникает ли синергетический эффект. Задача специалиста – в том, чтобы завоевать доверие, помочь участникам ближе узнать друг друга, подбодрить тех, кто отмалчивается, сдержать слишком активных. Специалист выступает как человек, знающий первичные нормы общения и способы взаимодействия, восполняющий недостающие позиции. Его задача – сформировать первичный консенсус, отдавая себе отчет, что согласие носит во многом «ложный», предварительный, поверхностный характер [24].

Иногда в группе оказываются люди, превосходящие специалиста ив искусстве общения с семьями, имеющими детей-инвалидов. Специалисту рекомендуется вступить с ними в союз. Сложнее ситуация, когда в группе есть люди, владеющие специальными методами вмешательства в трудную жизненную ситуацию. С ними целесообразно согласовывать заранее свои действия.

Начальный этап – это первичный, поверхностный консенсус, и «полоса штормов», когда идет определение ролей участников группы, отвечающих их склонностям и способностям.

Обычно члены группы сначала показывают друг другу лишь свою «оболочку». Что спрятано за ней, проявляется не сразу, с опасениями. И в этой связи задача специалиста – постоянно подпитывать «особый» вклад каждого участника. Специалист призван помочь в преодолении конфликтов, самоидентификации родителей, ориентируясь на взаимоподдержку, обеспечиваемую целью, принципами деятельности, Кодексом общения, упомянутым выше.

Этап совершения действий – это период нормальной работы, когда потребность в специалисте ослабевает. Ему необходимо отойти в «тень», передоверив свои организаторские и методические функции другим участникам объединения. Иногда специалист сливается с группой, «растворяется» в ней, работая наравне с остальными. В случае претензии специалиста на прежнюю доминирующую роль возможен процесс отторжения или уход из объединения наиболее активных участников, распад этого объединения или его превращение в «приводной ремень» социальной службы, используемый для отчетов, проведения мероприятий.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие материалы: