Духовные учебные заведения.
Страница 2

Женские духовно-учебные заведения. Начало устройству женских духовно-учебных заведений положено было в 30-х годах прошлого столетия, когда при женских монастырях разных епархий было открыто несколько школ-приютов для девочек-сирот духовного звания. В этих школах преподавались первоначальные основы грамотности и закон Божий.

Значительный толчок развитию женских духовно-учебных заведений дан был учреждением в 1842 году, при содействии и под покровительством Великой Княжны Ольги Николаевны (впоследствии королевы Виртембергской), «Образцового училища для девиц духовного звания» в Царском Селе. В учебный курс его, разделенный на 3 двухгодичных класса, введены были различные общеобразовательные предметы (в том числе география и история всеобщая и русская, арифметика), a также разные рукоделия и обучение садовому, огородному и домашнему хозяйству. По образцу Царскосельского устроено было еще 12 таких училищ. Все они впоследствии были переименованы в женские училища духовного ведомства; они состоят под покровительством Государыни Императрицы, находятся в ведении Св. Синода и содержатся на его средства.

В 60-х годах, с учреждением епархиальных съездов духовенства, – возбуждены были из разных мест ходатайства об открытии епархиальных женских училищ. Ходатайства эти получили удовлетворение и мало-помалу во многих епархиях были открыты такие училища (к концу 60-х годов их было около 30). В 1868 году издан был нормальный устав епархиальных женских училищ, сохраняющий свою силу и до настоящего времени. Эти училища назначаются для образования дочерей членов православного духовенства, при чем дозволяется принимать и девиц других сословий. Училища эти содержатся на местные средства, изыскиваемые епархиальным духовенством. Курс наук в них распределяется на 6 классов и обнимает программу женских гимназий. В большей части училищ существует дополнительный специально-педагогический класс, a также имеются образцовые начальные школы для практических занятий воспитанниц. Окончившие полный курс епархиальных училищ получают звание домашних учительниц.

Применительно к уставу епархиальных училищ постепенно были преобразованы и упомянутые выше 12 женских училищ духовного ведомства.

По действующим правилам, в церковно-приходские школы учительницами назначаются преимущественно получившие образование в духовно-учебных заведениях.

По данным 1893 г. в 12 женских училищах обучалось 1.986 девиц. В епархиальных училищах, число которых составляет 49, обучалось около 11.500 девиц (из них 1.960 принадлежали к другим сословиям).

Специальные учебные заведения.

Под специальными учебными заведениями в широком смысле слова разумеются учебные заведения, имеющие своею задачею сообщать учащимся в них те особенные познания, которые требуются характером и условиями той или другой отрасли деятельности. При производстве в 1880 году статистического обследования учебных заведений в России принято было деление специальных учебных заведений на следующие 12 групп: I) духовные, II) педагогические, III) медицинские, IV) юридические, V) военные, VI) морские, VII) межевые и топографические, VIII) земледельческие, лесные и сельскохозяйственные, IX) технические и ремесленные, X) коммерческие, XI) для изучения восточных языков и ХП) художественные.

I. Технические и ремесленные учебные заведения, подобно общеобразовательным, распадаются также на три категории – высших, средних и низших.

а) Высшие технические учебные заведения имеют своею задачею готовить опытных инженеров – руководителей в технических и промышленных предприятиях, сооружениях и учреждениях. В настоящее время существует 13 высших технических учебных заведений:

1) С.-Петербургский практический технологический институт Императора Николая I является старейшим из технологических учебных заведений. Он основан в 1828 г. по мысли министра финансов гр. Канкрина и открыт в 1831 г. Он разделяется на два отделения – механическое и химическое. Курс учения – 5-летний. К 1 янв. 1899 г. в нем было 1,011 студентов и 5 вольнослуш. (на общем курсе – 280 студ.; на механическом отделении-605; на химическом – 131).

2) Харьковский практический технологический институт Императора, Александра III основан в 1885 г. в Харькове, как центре промышленности юго-восточной России. В нем также 5-летний курс с двумя отделениями – механическим и химическим. Число учащихся – около 800 чел.

3) Императорское Московское техническое училище основано в 1868 г. (было преобразовано из учрежденного в 1830 г. «Ремесленного учебного заведения питомцев Московского воспитательного дома»). По новому уставу 1894 г., оно функционирует на тех же основаниях, как и С.-Петербургский технологический институт. Оно также состоит из двух отделений – механического и химического, с 5-лет-ним курсом. Число учащихся в 1899 г. было 865.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие материалы:

Особенности социализации современного подростка. Семья как фактор социализации личности
Существуют различные трактовки понятия социализации. Западная социология понимает социализацию как адаптацию индивида к условиям внешней среды. Понимание социализации как адаптации сводит ее к прямому усвоению исторического опыта и подчин ...

Эмпирическое исследование молодежной субкультуры (на примере металлистов г. Владивостока). Контрольная группа
В эмпирическом исследовании при выполнении данной работы принимали участие 10 человек (представители металлической субкультуры) в возрасте 17-35 лет, из них все участники являются мужчинами (такое явление объяснить очень просто - с момент ...

Исторические данные, доказывающие теорию П. Сорокина на примере Греции, Рима, Европы
Питирим Сорокин делает предположение, что периоды перехода одной фундаментальной формы культуры и общества к другой, "когда рушится здание старой культуры, а новая структура еще не возникла", когда конфликт между ценностями разли ...