Духовные учебные заведения.
Страница 1

История духовно-учебных заведений в значении рассадников для приготовления образованных пастырей церкви долгое время сливается с историей общего народного образования в России. Из школ церковно-приходских и монастырских, бывших главными центрами народного образования, выходили и служители церкви. В конце XVI в. в юго-западной России впервые создаются церковными братствами духовные школы. Из них особенное значение приобрело училище при Киевском Богоявленском братстве, получившее в XVII в. название духовной коллегии, a впоследствии академии. В Москве в XVI в. возникла столь известная впоследствии славяно-греко-латинская академия.

С эпохи Петра Великого начинается государственная регламентация духовно-учебных заведений; основываются первые духовные семинарии в Петербурге и Москве; к концу XVIII ст. семинарии были основаны и в некоторых других городах Европейской России, a также в Иркутске и Тобольске. В 1808 г. учреждена была «Комиссия духовных училищ», которая составила первый устав духовно-учебных заведений, по которому они распадаются на три группы: низшие – духовные училища (уездные и приходские), средние – духовные семинарии и высшие – духовные академии. Духовные училища и семинарии предназначались для потребностей местных епархий, a духовным академиям поставлены задачи обще-церковного характера – доставлять высшее богословское образование в духе православия для просвещенного служения церкви на пастырском, духовно-учебном и других поприщах деятельности. В последующие десятилетия духовно-учебные заведения как по своему административному устройству, так и по программам подвергались преобразованиям, но самый строй их сохраняется и до настоящего времени. Последние узаконения, регулирующие духовно-учебные заведения, относятся к 1884 году. Согласно им, духовно-учебные заведения представляются в настоящее время в следующем виде.

Духовные училища предназначены «для первоначального образования и подготовления детей к служению православной церкви». Как учреждения подготовительные для лиц, имеющих поступить в семинарии, училища находятся «в живой и нераздельной связи с семинариями». Они содержатся на средства, изыскиваемые духовенством каждой епархии, и находятся в ведении епархиального архиерея. под главным управлением Св. Синода. Ближайшее попечение о них вверяется местному духовенству. Учебно-воспитательная часть состоит под руководством местных семинарских правлений, a непосредственное управление вверяется смотрителю – (и его помощнику) и правлению (в составе смотрителя и учителей), ведающему дела по учебной, нравственной и хозяйственной частям. Число духовных училищ в каждой епархии зависит от средств ее и потребностей местного духовенства. В училища принимаются дети православных духовных лиц бесплатно, a из других сословий – с платою. Училища имеют 4 класса, программа которых приближается к программе четырех классов гимназий. В настоящее время существует 185 духовных училищ (учащихся более 30.000).

Духовные семинарии, по определению устава 1884 г., представляют собою «учебно-воспитательные заведения для приготовления юношества к служению православной церкви». Семинарии, находясь под главным управлением Св. Синода, состоят в ближайшем ведении епархиальных архиереев, имеющих высшее наблюдение за направлением преподавания, за воспитанием учащихся и вообще за выполнением правил устава. Семинарии содержатся на средства Св. Синода и на пособия, отпускаемые из государственного казначейства. Непосредственное управление семинариею принадлежит ректору, инспектору и правлению, имеющему собрания педагогические и распорядительные. В семинарии принимаются молодые люди православного исповедания из всех – сословий. Преобладающее значение в учебном курсе их занимают богословские науки, но в значительном объеме преподаются и науки общеобразовательные, входящие в курс классических гимназий. До конца 70-х годов окончившие курс семинарий имели свободный доступ в высшие учебные заведения, наравне с гимназистами. Затем доступ этот был закрыт, но в последнее время лучшим из окончивших курс семинарий было дозволено поступать в Томский и Юрьевский университеты. Обучение в семинариях бесплатное, при чем сироты и дети бедных родителей принимаются на казенное содержание. Лучшие воспитанники семинарий, по окончании курса, поступают в духовные академии; большая часть воспитанников определяются епархиальным начальством на места священно и церковнослужителей или же на должности учителей и надзирателей в духовно-учебные заведения. В настоящее время существует 55 духовных семинарий (учащихся около 18.000).

Духовных академий – четыре: Киевская (возникновение которой относится еще к XVII ст.), Московская (образованная из старой славяно-греко-латинской академии, зачатки которой также относятся к XVII в.), С.-Петербургская (основана в 1797 г.) и Казанская (основана в 1842 г.). В настоящее время духовные академии управляются на основании устава 1884 г. Согласно определению этого устава, духовные академии имеют целью доставлять высшее богословское образование, в духе православия, для просвещенного служения церкви на пастырском, духовно-учебном и других поприщах деятельности. Находясь в главном заведывании Св. Синода, академии состоят под начальственным попечением местных епархиальных архиереев. Ближайшее управление академиями находится в руках ректора, совета и правления академии. Совет, в состав которого входят ректор (председатель), инспектор и все ординарные и экстраординарные профессора, ведает главным образом учебную часть; дела хозяйственные и дисциплина над студентами сосредоточены в правлении, которое состоит, под председательством ректора, из инспектора и трех ординарных профессоров. Из наук, преподаваемых в академиях, одни, a именно различные отрасли богословия, философия, логика (всего 14), изучаются обязательно всеми студентами, a другие, разделенные на группы, предоставляются выбору студентов. В академии принимаются окончившие курс семинарий или классических гимназий, после поверочного испытания. Полный академический курс 4-летний. Лучшие из оканчивающих курс воспитанников получают степени кандидата богословия, a по представлении печатной работы и ее защите – степень магистра богословия. Степень доктора богословия приобретается отличными научными трудами или представлением отдельного печатного исследования в области богословской науки. Во всех академиях в последнее время состояло около 800 учащихся.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие материалы:

Религия
Религия — мировоззрение и мироощущения, а также соот­ветствующее поведение, определяемое верой в суще­ствование Бога. Христианство — одна из мировых религий, происходящая от учения Иисуса из Назарета (Христа) с 1 -го века н. э., насчитыв ...

Политика государства на рынке труда
Государственная политика на рынке труда делает особенно отчетливым переход системы чистого страхования по безработице к поиску профилактических мер по предотвращению возможных трудностей в трудовой деятельности и на рынке труда. Социальн ...

Классовые отношения.
"Таким образом, дело дошло теперь до того, что индивиды должны присвоить себе существующую совокупность производительных сил не только для того, чтобы обеспечить своё существование. Это присвоение обусловлено, прежде всего, тем объе ...