Высшие учебные заведения.
Страница 2

Характерною чертою этого устава является предоставление университетам права самоуправления. Важнейшими выражениями его были: избрание советом ректора (на 4 года) из ординарных профессоров, избрание факультетскими собраниями деканов на 3 года, избрание профессоров на вакантные кафедры, избрание из состава профессоров проректора для наблюдения за исполнением установляемых университетами правил относительно студентов и вольнослушателей, разбирательство проступков студентов особым университетским судом в составе трех судей, ежегодно избираемых советом из профессоров. Уставом 1863 г. возвышено, сравнительно с уставом 1835 г., содержание профессоров; увеличены средства, отпускаемые на содержание университетов; увеличено число кафедр; в 1864 г. изданы новые правила об испытаниях на ученые степени кандидата, магистра и доктора–правила, обеспечивавшие возможность лучшей подготовки будущих деятелей науки. Благодаря указанным и другим достоинствам устава 1863 г., университеты, под действием его стали успешно развиваться, выделяя все большее количество даровитых ученых сил и доставив университетское преподавание на значительную высоту.

Устав 1863 г. просуществовал 20 лет, не успев дать всех тех результатов, которых можно было ожидать от него. Уже в половине 70-х годов началась в среде противников университетской автономии агитация против устава 1863 г., нашедшая благоприятную для себя почву в некоторых печальных проявлениях нашей общественной жизни, которые неосновательно, но усердно ставились на счет университетских порядков. Образованная для пересмотра университетского устава комиссия выработала проект нового устава, который и был утвержден в августе 1884 года.

По этому уставу выборное начало по отношению к избранию ректора, деканов и профессоров отменяется. Они не избираются более советом, a назначаются министерством народного просвещения. Функции совета значительно ограничены. Ректору, назначаемому на 4 года, вверяется непосредственное заведывание всеми частями управления университетом; ближайшим образом он подчинен попечителю учебного округа, на котором лежит обязанность высшего руководительства во всех распоряжениях по охранению порядка и дисциплины в университете. Заведывание дисциплинарною частью и надзора за студентами вверяется инспектору, назначаемому министром и подчиненному ректору.

Каждый факультет составляет один или несколько учебных планов, в которых обозначаются как науки, подлежащие изучению студентами данного факультета, так и нормальный порядок их изучения. Один из этих планов студент обязан принять к руководству, при чем отступления от избранного плана допускаются не иначе, как с разрешения декана факультета. Если какой-либо предмет преподается несколькими преподавателями, то студенту предоставляется слушать лекции у того из них, у кого он пожелает.

Устав 1884 г. внес значительные изменения в порядок испытаний или экзаменов. Взамен прежних переводных испытаний при переходе с одного курса на другой установлены так называемые полукурсовые испытания за два и четыре семестра, или полугодия. Окончательные испытания производятся в особо назначаемых для того при университетах комиссиях для каждого факультета. Первоначально имелось в виду в состав этих комиссий назначать лиц, не принадлежащих к профессорскому персоналу данного университета и сделать экзамены «государственными», но фактически только председателями комиссии являются лица, посторонние университету, членами же их назначаются профессора. К этим испытаниям допускаются только те студенты, которым по определению их факультетов зачтено установленное для окончания курса число семестров или полугодий, о чем им выдается выпускное свидетельство, которое они должны представить в комиссию. Степень кандидата, которая давалась по уставу 1863 г. лучшим из окончивших курс и которая являлась первою ученою степенью, теперь упразднена. Выдержавшим в комиссии окончательное испытание выдаются дипломы 1-й и 2-й степени, открывающие обладателям их права по государственной службе (право производства в чины X–XII классов).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие материалы:

Теоретическое обоснование
По мнению Н. Хаммона и Т. Фараро, компьютерная социология располагается «между» теоретической и эмпирической социологией, являясь при этом разделом Social Computer Science (социальной компьютерной науки), которая, в свою очередь, является ...

Характеристика наркозависимого поведения подростка. Распространение наркотиков как латентный социальный процесс
Эпидемия наркомании, распространение в обществе нелегальных наркотиков, аддиктивное поведение относятся к классу специфических латентных процессов. С гносеологической точки зрения эти процессы характерны четырьмя видами латентных ситуаций ...

Становление социально-культурной деятельности: исторический обзор. Зарождение основ воспитания и просвещения на Руси в догосударственный период
Общинный уклад древних славян стал основой воспитания и просвещения в догосударственный период. Их педагогические воззрения базировались, как правило, на таких приоритетах, как подготовка подрастающего поколения к жизни в общине, передача ...