Высшие учебные заведения.
Страница 1

Центрами и рассадниками высшего общего образования являются университеты, как учреждения, имеющие своими задачами изучение, разработку и распространение научных знаний. Разнообразие и сложность человеческих знаний, распадающихся на отдельные группы, составляющие предмет изучения различных наук, вызывают необходимость деления университетов на факультеты, на которых изучаются отдельные группы наук, при чем однако все факультеты составляют одно целое, ибо они, изучая известную специальную отрасль, связаны друг с другом единством общих научных целей и стремлений.

Университеты в России возникли по образцу западноевропейских, но значительно позднее: тогда как некоторые университеты в западной Европы возникли еще в XII ст. (в Болонье, Салерно) и XIII ст. (Парижский), у нас первый университет был основан в 1755 г., в царствование Елизаветы Петровны. Он был создан в Москве стараниями главным образом двух лиц – Ломоносова и гр. И.И. Шувалова. Ученые силы Московского университета первоначально были очень скудны. Он разделялся на 3 факультета: философский с 4-мя кафедрами, юридический и медицинский с 3-мя кафедрами на каждом. Первыми профессорами были выписанные из-за границы иностранцы, за исключением двух русских, бывших воспитанников Академии наук. Некоторые кафедры долгое время не были замещены вовсе. Студентов было весьма ограниченное число и приходилось принимать различные меры для привлечения учащихся в университет. В царствование Екатерины II Московский университет начинает пополняться русскими профессорами (в 1767 г. в нем было 5 русских молодых ученых из лиц, отправленных Шуваловым в заграничные университеты). Вместе с тем учрежденная при университете гимназия подготовляла значительный контингент слушателей университета.

При Екатерине II имелось в виду устройство еще нескольких университетов: в указе 1786 г., данном «Комиссии об учреждении училищ», шла речь о постепенном создании университетов в Пскове, Чернигове и Пензе. Но составленный вследствие этого план устройства университетов не был приведен в осуществление при Екатерине II. К нему вернулись уже при Александре I.

В 1802 г. открыт был возобновленный Дерптский университет (первоначально он был основан еще в XY1I в., в эпоху владычества Швеции в Остзейском крае, при Густаве-Адольфе и просуществовал до начала XVIII в.). В 1804 г. открыты были два новые университета, в Казани и Харькове, при чем для них и для Московского университета был в том же году издан университетский устав. На основаниях этого устава в 1819 г. создан был Петербургский университет, преобразованный из Главного педагогического института.

Устав 1804 г. предоставлял университетам корпоративное устройство на началах автономии, при чем университету предоставлен был собственный суде по отношению ко всем служащим и учащимся в университете, как уголовный по проступкам и оскорблениям, так и гражданский по делам, не касающимся недвижимых имений. Управление университетом сосредоточивалось в руках коллегий: 1) в совете, составлявшемся из всех ординарных и экстраординарных профессоров, под председательством избиравшегося им из среды ординарных профессоров на один год ректора; 2) в четырех факультетских собраниях из профессоров отдельных факультетов, под председательством избиравшихся советом деканов, и 3) в правлении, составлявшемся, под председательством ректора, из деканов, для заведывания, во-первых, хозяйственною частью и, во-вторых, университетским судом. Университеты распадались на четыре факультета – нравственных и политических наук, физико-математический, медицинский и словесных наук. Университеты, по уставу 1804 г., являлись не только учеными и учебными, но и административными учреждениями, так как их ведению поручены были гимназии и низшие школы университетского округа.

В царствование Николая I история университетов ознаменовывается созданием одного нового университета Св. Владимира в Киеве (в 1833 г.) и изданием нового устава 1835 г. Этот устав освободил университеты от заведывания средними и низшими учебными заведениями округа и, с другой стороны, значительно ограничил самостоятельность университетского управления, поставив университеты под опеку попечителей учебных округов. Позднейшие дополнения к уставу, особенно после 1849 г., когда ограничено было число студентов, уничтожено было право совета избирать ректора и изменен характер должности выборных деканов, которые превратились скорее в ответственных чиновников, еще более стеснили университеты в их свободном развитии. Уже в самом начале царствования Александра II сознана была потребность реформы университетов в духе большей их самостоятельности. Сначала были изданы отдельные узаконения (в 1861 г. восстановлено право совета избирать ректора и деканов), a затем в 1863 г. опубликован новый общий устав российских университетов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие материалы:

Социология культуры как социальная культурология
Методологические основы социальной культурологии. Культура как предмет социальной культурологии. Исходное понятие культуры. Его соотношение с понятиями деятельности, общества, этноса, времени, истории. Становление социальной культурологии ...

Социальные институты в социальной структуре общества. Институт семьи. Понятие института и институционализация
Социальные институты - это комплекс установлений, правил, придающий устойчивость различным формам человеческой деятельности. Институты основываются не только на четкой системе правил и норм, но и на развитом социальном контроле над их и ...

Исторический процесс и его участники
Исторический процесс– это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей. Исторические факты– основа исторического процесса: - любой исторический факт представляет собой эл ...