Высшие учебные заведения.
Страница 5

Женские учебные заведения, подобно мужским, также распадаются на три категории – низшие, средние и высшие.

Начальное образование девочкам дается совместно с мальчиками в начальных народных школах и других подобных заведениях; сравнительно редко, преимущественно в городах, устраиваются школы для девочек особо от мальчиков. По данным упомянутого выше сборника статистических сведений, в 1898 г. в начальных училищах Империи училось 1,023,609 девочек, что составит 25% общего числа учащихся в начальных школах. В городах учившиеся в начальных школах девочки составляли 36,2% всего числа учащихся.

Средние учебные заведения для женщин возникают у нас в царствование Екатерины II, учредившей в 1764 г., по плану Бецкого, «Воспитательное заведение для благородных девиц». По образцу этого заведения уже в ХVIII столетии было открыто несколько учреждений сначала в столицах, a затем и в других городах. Эти учебные заведения, большею частью закрытые, получили название «институтов»; развитию их в сильной степени содействовало теплое участие и покровительство Императрицы Марии Феодоровны, супруги Павла I. Управление ими, после смерти ее, было передано в 1828 г. в особое IV отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, впоследствии переименованное в Собственную Его Императорского Величества Канцелярию по учреждениям Императрицы Марии.

До половины XIX стол. институты, доступ в которые был открыт только для девиц дворянского происхождения, являлись единственными среднеучебными заведениями для женщин. Лишь в конце 50-х годов в министерстве народного просвещения поставлен был в очередь вопрос об устройстве женских учебных заведений на других основаниях, a именно открытых и с допущением девиц всех сословий. В 1858 г. издано было особое Положение о женских учебных заведениях ведомства министерства народного просвещения. К 1870 г. в разных городах устроены были, в значительной степени на средства или при содействии городских общественных управлений, до 150 женских училищ ведомства народного просвещения, преобразованных в гимназии на основах изданного в этом году нового «Положения о женских гимназиях и прогимназиях министерства народного просвещения». По этому положению женские гимназии состоят из 7-ми годичных курсов, при чем для приготовления учениц к педагогической деятельности может быть учрежден 8-й дополнительный класс; женские прогимназии состоят из 3 классов. Окончившим полный курс 8-ми классов и награжденным медалями дается звание «домашних наставниц», не получившим медалей, но удостоенным аттестатами – звание «домашних учительниц»; окончившие только 7 классов получают право на звание «первоначальных учительниц, учительниц народных училищ».

Вслед за созданием первых открытых женских учебных заведений ведомства министерства народного просвещения, IV отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии нашло необходимым открыть в своем ведомстве подобные же женские гимназии для приходящих учениц всех сословий и вероисповеданий; в 1862 г. издан был особый устав, регулирующий устройство и программы этих заведений.

Таким образом, в настоящее время женские средние учебные заведения распадаются на три группы:

I. Женские гимназии и прогимназии ведомства министерства народного просвещения. В 1898 г. их было 346 с 94,078 учащимися. – II. Институты. В 1898 г. их было всего 32, из которых 10 в С.-Петербурге, 4 в Москве и 18 в провинции. – III. Женские гимназии ведомства учреждений Императрицы Марии. В 1898 г. их было 30 (из них 10 в С.-Петербурге, 5 в Москве и 15 в провинции); в этих гимназиях и институтах в 1898 г. было 20,246 учащихся.

Высшие женские учебные заведения возникают в России по инициативе частных лиц. В 1872 г. учреждены были высшие женские курсы в С.-Петербурге проф. K.H. Бестужевым-Рюминым и в Москве профессором В.И. Герье. В последующие годы открыты были такие же курсы в Киеве и Казани. В программу курсов введены были преимущественно историко-филологические и физико-математические науки. На курсы принимались окончившие средние женские учебные заведения – гимназии и институты. Допускались также и вольнослушательницы. Учебный курс продолжался 3 года на С.-Петербургских и 2 года на Московских курсах. Курсы развивались весьма успешно; число слушательниц постоянно возрастало; к преподаванию были привлечены лучшие ученые силы местных университетов. В начале 80-х годов произошла перемена в отношениях администрации к высшему женскому образованию. В 1886 г. был закрыт прием на С.-Петербургские курсы; Московские курсы в 1888 г. совершенно закрыты. С.-Петербургские курсы в 1889 г. восстановлены с существенными изменениями как в научно-учебном, так и в административном отношениях. По временному положению 1889 г. высшие женские курсы в С.-Петербурге считаются частным учебным заведением, причем однако директор курсов, a также инспектриса, руководящая воспитательною частью, назначаются министерством народного просвещения. Курсы разделены на два отделения: словесное и физико-математическое; учебные планы обоих отделений утверждаются министерством. Хозяйственною частью заведует попечительный совет. Число слушательниц ограничено было комплектом в 400 чел., но желающих обучаться на них оказалось так много, что министр народного просвещения разрешил в 1896 г. увеличить комплект до 600. Впоследствии число слушательниц еще увеличилось: к 1-му янв. 1899 г. на курсах было 916 слушательниц и 44 вольнослушателницы (на историко-филологическом отделении – 719, на физико-математическом – 241). При курсах учрежден интернат, в который поступают слушательницы, не имеющие в С.-Петербурге родителей или родственников, с которыми они могли бы жить. Плата за слушание лекций – 100 руб. в год, живущие в интернате платят 300 руб. в год. – С 1900 года возобновлены и высшие женские курсы в Москве.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие материалы:

Патриархальность семейного взаимодействия
Первоосновой современной моногамии (единобрачия) является патриархальная семья, которая характеризуется главенствующим положением мужчины в семейных отношениях. Первоначально патриархальная семья была довольно многочисленной: она включал ...

Фокус - группа. Феномен отца - одиночки в современном обществе. Оценка положения в обществе
Разыгрываются, правда, и другие сценарии. Например, отец отстаивает свое право на детей в суде, когда мать предлагает "выгодно" поменять ребенка на имущество или, изначально отказавшись от детей, по прошествии времени заявляет, ...

Социально – психологические особенности детей – сирот младенческого возраста
В каждом возрастном периоде выделяется ведущий тип деятельности, который оказывает наиболее существенное влияние становление психологических новообразований, определяющих уровень развития отдельных психических процессов, личности ребенка ...